|
|
|
презрение ко всему прошедшему, слабоумное изумление перед своим веком,
слепое пристрастие к новизне, частные, поверхностные сведения, наобум
приноровленные ко всему, вот что мы видим в Радищеве. Он как будто
старается раздражить верховную власть своим горьким злоречием: не лучше ли
было бы указать на благо, которое она в состоянии сотворить? Он поносит
власть господ, как явное беззаконие: не лучше ли было представить
правительству и умным помещикам способы к постепенному улучшению состояния
крестьян?
"...Самое пространное из его сочинений есть философское рассуждение
"О человеке и его смертности и бессмертии". Умствования оного пошлы и не
оживлены слогом. Радищев хотя и вооружается против материализма, но в нем
все еще виден ученик Гельвеция. Он охотнее излагает, нежели опровергает
доводы чистого афеизма!" (атеизма). Низко расценивает Пушкин и основное
произведение Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". "Путешествие в
Москву", причина его несчастия и славы, - пишет Пушкин, - есть, как уже мы
сказали, очень посредственное произведение, не говоря уже о варварском
слоге. Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и
прочие преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой,
иногда чрезвычайно смешны. Мы бы могли подтвердить суждение наше множеством
выписок. Но читателю стоит открыть его книгу наудачу, чтоб удостовериться в
истине нами сказанного".
XIII. ОТНОШЕНИЕ ПУШКИНА К РУССКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
I
Пушкин понимал, что идеи, выразителем которых являлся родоначальник
русской интеллигенции Радищев, в случае дальнейшего увлечения политическими
и социальными идеями Запада, могут иметь при известных обстоятельствах
|
|
|
|