|
|
|
направления они не были, потому что чертой объединявшей всех интеллигентов
в единое духовное целое была цель уничтожения исторической России. Вот чем
объясняется, что русская интеллигенция несколько раз переживала многолетние
периоды отрицания Пушкина,
"Вот, например, несколько "перлов" вышедших из-под пера одного из
"идеологов" Ордена - Писарева:
"О Пушкине до сих пор бродят в обществе разные нелепые слухи,
пущенные в ход эстетическими критиками... Говорят, например, что Пушкин
великий поэт и все этому верят. А на проверку выходит, что Пушкин просто
великий стилист и больше ничего" ("Реалисты). "Пушкин пользуется своей
художественностью, как средством посвятить всю читающую Россию в печальные
тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своего внутреннего
бессилия... Для тех людей, в которых произведения Пушкина не возбуждают
истерической зевоты, эти произведения оказываются вернейшим средством
притупить здоровый ум и усыпить человеческое чувство... Воспитывать молодых
людей на Пушкине - значит готовить из них трутней или... сибаритов" (Пушкин
и Белинский"),
За три года до Пушкинских празднеств, когда Достоевский заявил на
похоронах Некрасова, что он второй поэт после Пушкина, то члены Ордена
завопили в ответ:
- Он для нас выше Пушкина. Пушкин и Лермонтов - это "байронисты".
- Нет он ниже Пушкина, - твердо возразил Достоевский.
Чернышевский в своих критических статьях утверждал, что "русская
литература занялась делом лишь с появлением Гоголя.
"Мы не должны забывать, - говорил Тургенев в своей речи на открытии
памятника Пушкину, - что несколько поколений подряд прошли перед нашими
глазами, - поколений, для которых само имя Пушкина было не что иное, как
только имя в числе других обреченных забвению имен". Л. Толстой отказался
принять участие в праздновании, - заявив, что все это "одна комедия". Был
|
|
|
|