Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

и как с тобой поступил, служи родине мыслью, словом и пером. Пиши для

современников и для потомства, пиши со всей полнотой вдохновения и
совершенной свободой, ибо цензором твоим - буду я".
Такова была сущность Пушкинского рассказа. Наиболее значительные
места, запечатлевшиеся в моей памяти я привел почти дословно".
Комментируя приведенный выше отрывок из воспоминаний гр.
Струтынского В. Ходасевич пишет: "Было бы рискованно вполне полагаться на
дословный текст Струтынского, но из этого не следует, что мы имеем дело с
вымыслом и что общий смысл и общий ход беседы передан неверно. Отметим, что
на буквальную точность записи не претендует и сам автор, подчеркивающий,
что наиболее значительные места приведены им почти буквально. Вполне
возможно, что они даже были записаны Струтынским вскоре после беседы с
Пушкиным: биограф и друг Струтынского, в свое время небезызвестный славист
А. Киркор, рассказывает, что у Струтынского была необычайная память и что
кроме того незадолго до смерти он сжег несколько томов своих дневников и
заметок. Может быть, среди них находились и более точно воспроизведенные,
сделанные по свежим воспоминаниям отрывки из беседы с Пушкиным,
впоследствии послужившие материалом для данной записи, в которой излишняя
стройность и законченность составляют, конечно; не достоинство, а
недостаток. "...Повторяю еще раз,-заканчивает Б. Ходасевич свои
комментарии, - запись нуждается в детальном изучении, которое одно позволит
установить истинную степень ее достоверности. Но во всяком случае просто
отбросить ее, как апокриф, нет никаких оснований. В заключение отметим еще
одно обстоятельство, говорящее в пользу автора. Пушкин умер в 1837 г.
Смерть его произвела много шуму не только Е России, но и заграницей.
Казалось бы, если бы Струтынский был только хвастуном и выдумщиком, пишущим
на основании слухов и чужих слов - он поспешил бы при первой возможности
выступить со своим рассказом, если не к русской печати, то заграничной. Он
этого не сделал и своему повествованию о знакомстве с Пушкиным отвел место