|
|
|
человечества.
Трезвый ясный ум Пушкина, взявшегося за разоблачение слезливых
карикатур А. Радищева, находит сильные неопровержимые доводы, взятые из
личных наблюдений над современной ему русской действительностью, которую он
не идеализировал, видел все ее недостатки. желал постепенного улучшения ее,
которую оценивал не отвлеченно, саму по себе, как это всегда делали русские
прекраснодушные интеллигенты, а в сравнении с прошлым и настоящим других
народов. И при таком трезвом подходе, русская действительность
представлялась Пушкину, умнейшему человеку тогдашней России вовсе не в том
виде, как Радищеву.
II
Дальше Пушкин касается чрезвычайно важной темы, которую всегда
сознательно или бессознательно вслед за Александром Радищевым избегает вся
русская интеллигенция. Темы о том, как же живет в просвещенных странах так
называемый простой люд по сравнению с плохо живущим русским народом, о
горестях и страданиях которого господа интеллигенты пекутся со времен
Радищева и во имя любви к которому они в результате героических усилий в
течение столетия, соорудили большевизм.
"...Фонвизин, лет 15 перед тем, путешествовавший по Франции, - пишет
Пушкин, - говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина
показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю. Вспомним
описание Лабрюера, слова госпожи Севинье еще сильнее тем, что она говорит
без негодования и горечи, а просто рассказывает что видит и к чему
привыкла. Судьба французского крестьянина не улучшилась в царствование
Людовика XV и его преемника..."
В интереснейшем диалоге "Разговор с англичанином о русских
крестьянах" являющемся прибавлением к "Мыслям на дороге" (Я цитирую Пушкина
|
|
|
|