Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

мичманом Федотовым картины, Николай I оценил его талант и разрешил ему, как

и Брянчанинову, покинуть военную службу. Федотов стал основателем русской
реалистической живописи. Чтобы поддержать русское искусство Николай I дал
скульпторам Клодту и Логановскому, художнику Бруни и другим художникам
крупные заказы.
Шаляпин в своих воспоминаниях "Маска и Душа" пишет: "Из российских
императоров ближе всех к театру стоял Николай I. Он относился к нему уже не
как помещик-крепостник, а как магнат и владыка, причем снисходил к актерам
величественно и в то же время фамильярно. Он часто проникал через маленькую
дверцу на сцену и любил болтать с актерами (преимущественно
драматическими)".
Это Николай I разрешил поставить на сцене запрещенного цензурой
"Ревизора".
Вольф в "Хронике петербургских театров" пишет, что Николай I
прочитал "Ревизора" еще в рукописи и разрешил поставить его несмотря на
запрещение цензуры. 5 июня 1836 года Гоголь писал матери: "Если бы сам
Государь не оказал своего высокого покровительства и заступничества, то,
вероятно, она не была бы никогда играна или напечатана". Смирнова пишет:
"Николай I велел принять "Ревизора" вопреки мнению его окружающих" (Русский
Архив, 1895, т. II, стр. 539).
Первое представление "Ревизора" проходило в тягостной тишине, не
раздалось ни одного хлопка. Бледный Гоголь не мог найти себе места в
директорской ложе. Первым, по окончании последнего акта, зааплодировал...
Николай I. Тогда стали аплодировать и другие зрители.
"Всем досталось, - сказал Царь Гоголю, - а мне больше всего".
Гоголь был награжден за "Ревизора" - 1000 червонцев и бриллиантовым
перстнем.
Известный музыкальный деятель Николаевской эпохи Виельгорский
расценил русские оперы Глинки "как музыку для кучеров" . Несмотря на это