|
|
|
Императора Николая I - время напряженной политической и идеологической
борьбы его с врагами Православия, царской власти и русской самобытной
культуры внутри России и за ее пределами. Это эпоха борьбы Николая I с
масонами и их духовными учениками внутри России и в Европе.
Николаевская эпоха время беспрерывной, упорной идеологической борьбы
между сторонниками восстановления исконных русских традиций и членами
возникшего Ордена Русской Интеллигенции.
Это эпоха ТРЕТЬЕГО И ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ДУХОВНОГО РАСКОЛА русского
общества. И тот, кто примет во внимание какое политическое наследство
получил при восшествии на престол Николай I и какая была политическая
обстановка в России и в Европе, когда он царствовал, едва ли строго осудит
его, а наоборот преисполнится чувством уважения к этому одному из наиболее
выдающихся русских царей.
XXI
Трафаретную оценку Николая I, как государственного деятеля, можно
свести к следующим оценкам сделанным А. Герценом в "Движение общественной
мысли в России":
"Среди военных парадов, балтийских немцев и диких охранителей видели
недоверяющего себе самому холодного, упрямого и безжалостного Николая,
такую же посредственность, как и его окружающие". "Какая нищета
правительственной мысли, какая проза абсолютизма".
Приведенная выше оценка Герцена пристрастна и неверна. Подобного
рода пристрастными оценками Имп. Николая I, как государственного деятеля,
можно наполнить несколько больших томов. Но все эти оценки характеризуют
совсем не личность Николая I, а политический фанатизм и нравственную
нечистоплотность Герценов, Мережковских и их последователей.
Русские историки очень любят упрекать Николая I также в политическом
|
|
|
|