|
|
|
раннем, незрелом произведении, как ода "Вольность", написанная по словам
Тырковой в 1817 году, и имевшем целью воспеть свободу и дать урок царям, он
выносит одинаково суровый приговор и монархам, если они, пренебрегая
законом, обращают - свою власть в жестокую тиранию, и тем, кто поднимает на
них предательскую кровавую руку мести: последних он сравнивает с
"янычарами", считая их "стыдом и ужасом" наших дней. Устами А. Шенье,
казненного во время французской революции, он разоблачает ложь и обман
последней, которая, подняв восстание во имя свободы, утопила ее в крови.
Какою огненною силою дышат обличительные, подлинно контрреволюционные
слова, которые Пушкин влагает в уста обреченного на смерть Шенье, выражая в
них, прежде всего собственное негодующее чувство:
З а к о н,
На вольность опершись, провозгласил равенство!
И мы воскликнули: Б Л А Ж Е Н С Т В О!
О горе! О безумный сон!
Где вольность и закон? Над нами
Единый властвует топор.
Мы свергнули царей. Убийцу с палачами
Избрали мы в цари; о ужас, о позор!.."
(Митрополит Анастасий. Нравственный облик Пушкина. стр.
22).
Изучив Смутное время и Пугачевщину, Пушкин приходит к выводу: "Те,
которые замышляют у нас невозможные перевороты, или методы не знают нашего
народа, или уж люди жестокосердные, коим и своя шейка - копейка, а чужая
голова - полушка". Из мудрого понимания спасительности твердых исторических
традиций вырастает постоянная тревога Пушкина о будущем, предчувствия о
возможности новых противоправительственных заговоров. "Лучшие и прочнейшие
|
|
|
|