|
|
|
русский народ МОГЛИ БЫ идти другим путем, НО НЕ ЗАХОТЕЛИ". Ведь Чаадаев
указывал: "мы принадлежим к числу тех наций, которые существуют лишь для
того, чтобы дать миру какой-нибудь ВАЖНЫЙ урок".
Основатели Ордена Р. И. постарались растолковать, что важный урок,
который дает миру Россия заключается, де, только в том, что "мы пробел в
нравственном миропорядке", что единственное спасение России заключается в
том, что она завершит до конца начатую Петром I европеизацию.
Сам же Чаадаев, уже до напечатания первого "Философического письма",
вкладывал совершенно иное понятие в значение "важного урока", который
Россия должна дать миру. Русская отсталость, при несомненной большой
одаренности народа, по его мнению, таит в себе какой-то высший смысл. В
1835 году он пишет Тургеневу: "Вы знаете, что я держусь взгляда, что Россия
призвана к необъятному умственному делу: ее задача - дать в СВОЕ ВРЕМЯ
разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе. Поставленная вне
стремительного движения, которое там (в Европе) уносит умы..., она получила
в удел задачу дать в свое время разгадку человеческой загадки." (Сочинения
Т. I. стр. 181). В том же 1835 году, он пишет Тургеневу: "Россия, если
только она УРАЗУМЕЕТ СВОЕ ПРИЗВАНИЕ, должна взять на себя инициативу
проведения всех великодушных мыслей, ибо она не имеет привязанностей,
страстей, идей и интересов Европы". "Провидение создало нас слишком
великими и поручило нам ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА".
Таковы были настоящие убеждения ЧААДАЕВА за год до опубликования
Надеждиным в "Телескопе" первого "Философического письма".
IX
Чаадаев писал известному немецкому философу Шеллингу: "Мы, русские,
искони были люди смирные и умы смиренные. Так воспитала нас наша Церковь.
Горе нам, если мы изменим ее мудрому учению; ей мы обязаны своими лучшими
|
|
|
|