|
|
|
самостоятельность, наша сознательная уже теперь надежда на наши народные
силы, а затем и вера в грядущее самостоятельное назначение в семье
европейских народов". Современник Достоевского выдающийся критик А.
Григорьев, критик несравненно более глубокий, чем превознесенный Орденом
Русской Интеллигенции В. Белинский, справедливо утверждал, что: "Пушкин -
это наше все". "Он... представитель всего нашего душевного, особенного,
такого, что остается нашим душевным, особенным, после всех столкновений с
чужим, с другими мирами"
III. ПОЭТ И ЦАРЬ
I
Вскоре после восстания декабристов (20 января 1826 года) Пушкин
пишет Жуковскому: "Вероятно правительство удовлетворилось, что я к заговору
не принадлежу и с возмутителями 14 декабря связей политических не имел... Я
был масон в Кишиневской ложе, т.е. в той, за которую уничтожены в России
все ложи. Я, наконец, был в связи с большею частью нынешний заговорщиков.
Покойный Император, сослав меня, мог только упрекнуть меня в безверии..."
"Кажется можно сказать царю: Ваше Величество, если Пушкин не замешан, то
нельзя ли наконец позволить ему возвратиться?"
"Конечно, - пишет Пушкин Дельвигу в феврале того же года, - я ни в
чем не замешан, и, если правительству досуг подумать обо мне, то оно легко
в этом удостоверится. Но просить мне как-то совестно, особенно ныне, образ
мыслей моих известен. Гонимый шесть лет сряду, замаранный по службе
выключкою, сосланный в деревню за две строчки перехваченного письма, я,
конечно, не мог доброжелательствовать покойному царю, хотя и отдавал полную
справедливость его достоинствам. Но никогда я не проповедовал ни
возмущения; ни революции, - напротив..."
|
|
|
|