|
|
|
масонам, враждебно относившимся к Николаю I и принятому им направлению, за
разгром декабристов и запрещение масонства. "Признаком хорошего тона
служит, - свидетельствует Герцен, - обладание запрещенными книгами. Я не
знаю ни одного порядочного дома (т.е. дома русских европейцев. - Б. Б.),
где не было бы сочинения Кюстина о России, которое Николай особенно строго
запретил в России". Признаком "хорошего политического вкуса" в
вольтерьянских, и масонских и около масонских кругах. считалось не только
иметь запрещенные книги, но и осуждать царя и ругать его и правительство во
всех случаях. Этому правилу следовали в очень широких кругах образованного
общества. Из донесения полиции, например известно, что между "Дамами, две
самые непримиримые и всегда готовые разорвать на части правительство" -
княгиня Волконская и генеральша Коновницына. Их частные кружки служат
средоточием для всех недовольных, и нет брани злее той, какую они извергают
на правительство и его слуг". У жены министра иностранных дел гр.
Нессельроде в доме по-русски говорить не полагалось. Таких "политических"
салонов было немало в Москве, Петербурге, в других городах и в помещичьих
усадьбах. Большая часть русского общества, вплоть до появления Пушкина была
в значительной части своей загипнотизирована идеями вольтерьянства и
масонства и свыклась с мыслью, что Европа является носительницей
общемировой культуры и Россия должна идти духовно у нее на поводу.
VI
В 30-х годах сторонники национального направления и западники (из
которых в 40-х годах возникает Орден Р. И.) еще исповедовали почти одни и
те же идеи, причем руководящей идеей является возникшее на немецкой
философской почве учение о народности, как о особой культурной
индивидуальности, учение о "призвании" каждой крупной нации. Подобный
подход неизбежно поднимал вопрос о смысле исторических циклов и о месте
|
|
|
|