Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

II. - Б. Б.) упрек в измене либеральным убеждениям, окрасившим

"прекрасное начало" его царствования. По его мнению, Александр до конца
остался верен своим идеалам, но вынужден был взять реакционный курс в виду
революционных замыслов тайных обществ - замыслов, которые не мирились с
идеей либеральных реформ" (Р. М. №1212).
М. Торнаков неправ, а прав В. В. Леонтович. Александр I, как
известно, по своим убеждениям был более республиканцем, чем монархом и если
последний период его деятельности считать, согласно взгляда членов Ордена
Русской Интеллигенции реакцией, то в возникновении этой реакции виноваты
предки русской интеллигенции - вольтерьянцы и масоны, которых не устраивал
даже весьма широкий либерализм царя-республиканца.
И в том, что Николай I был принужден опереться на бюрократию, а не
на общество, виновато современное ему общество. Пока преемники Петра I
выкорчевывали остатки русских исторических традиций, европеизировавшееся
общество поддерживало их. Но стоило только Павлу I, а затем Николаю I
выявить свое желание возобновить русские политические и социальные
традиции, как это общество первого убило, а от второго отвернулось,
заклеймило его именем деспота, реакционера, а те, кто хотел окончательно
убить эти традиции - декабристов, объявило мучениками свободы и
национальными героями.
В таком парадоксальном и трагическом положении оказался Имп. Николай
Первый, когда он, как и его отец, решил вернуться на исторический путь. Все
живые силы народа, были скованы крепостным правом или бюрократической
системой управления, созданной Сперанским. Всю вину за то, что Имп. Николай
I решил опереться на бюрократию С. Платонов, как и большинство других
историков, взваливает на одного Имп. Николая. На самом деле на это решение
(единственно возможное в тогдашних условиях) Николая I толкнуло само
общество, отказавшееся помогать ему вытаскивать Россию из той ямы в которую
она попала в результате революции Петра I.