|
|
|
Почитатель Петра I Г. Федотов в книге "И есть и будет" (Размышления
о России и революции), принужден все же отметить, что после петровской
революции широкие массы народа, перестали понимать Россию: "Что касается
государственного смысла Империи, то он едва ли доходил до народного
сознания. Россия с Петра перестала быть понятной русскому народу. Он не
представлял себе ни ее границ, ни ее задач, ни ее внешних врагов, которые
были ясны и конкретны для него в московском царстве. Выветривание
государственного сознания продолжалось беспрерывно за два века Империи."
После петровской революции, из всех слоев русского общества, одно
только дворянство было носителем государственного сознания. После Петра I
носители высшей власти имели политическую опору исключительно в
государственном инстинкте и государственном сознании дворянства, с каждым
царствованием все более и более европеизировавшегося. Все остальные слои
народа были оттеснены от управления государством и постепенно совершенно
перестали интересоваться его судьбой.
После подавления восстания декабристов перестает интересоваться
судьбой России и дворянство. Образованное общество не ограничивается только
равнодушием, а, наоборот, постоянно оказывает сопротивление
преобразовательным замыслам Николая I. На смену масонам и декабристам
приходят новые идейные противники самодержавия, православия и вообще
русской культуры.
Николая I ненавидели родственники, свойственники и политические
единомышленники декабристов. Многие из дворян видели в нем узурпатора
политических прав дворянства и никак не могли простить ему, что он сумел
вырваться из политической опеки дворянства и стал править не считаясь с
сословными интересами дворянства. Князь Д. Д. Оболенский, - потомок
декабриста, выросший в либеральной дворянской среде пишет в своих "Заметках
о прошлом", что "В этой среде привычны были осуждения действий
правительства и, прежде всего поступков Императора Николая Павловича.
|
|
|
|