Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

что этого желал Николай I, а потому, что проведенная в царствование

Александра масоном Сперанским реформа государственного аппарата была
проведена так, что благоприятствовала сильному развитию бюрократии. По
мнению В. Ключевского "Сперанский справедливо считается основателем нового
русского бюрократизма" (Курс Рус. ист. ч. V, стр. 191). В своих планах
перестройки государственного управления Сперанский преследовал определенную
цель. Меньшевичка по убеждениям, еврейка родом, Шварц, (литературный
псевдоним В. Александрова) в рецензии на вышедшую в США книгу М. Раева
"Михаил Сперанский" с восторгом отмечает, что "Сущность преобразования,
Сперанский видел в том, чтобы ограничить дотоле самодержавное правление.
Чтобы провести это в жизнь, надо было разделить власть на три категории -
законодательную, исполнительную и судебную".
Карамзин правильно угадал истинный смысл преобразования Сперанского
когда сказал: "Он шьет нам кафтан по чужой мерке, новая форма его законов
чужда русским". Как верно отмечает С. Середонин в Русском Биографическом
Словаре, вышедшем в 1909 году, Сперанский был "своего рода Пушкиным для
бюрократии: как великий поэт, точно чародей, владел думами и чувствами
поколений, так что над развивавшимся бюрократизмом долго парил образ
Сперанского".
Многие же выдающиеся русские историки, в том числе и Ключевский,
считают Сперанского таким же великим государственным деятелем, как и Петра.
При чем сделанная Ключевским характеристика Сперанского столь
противоречива, что кажется - Ключевский издевается над почитателями
Сперанского и мстит кому-то, приказавшему ему именовать Сперанского одним
из самых выдающихся русских государственных деятелей. Похвалы Ключевского -
хуже обвинений, которые делают по адресу Сперанского его враги. "Ум его, -
пишет Ключевский, - вырос в работе над отвлеченными понятиями и привык с
пренебрежением относиться к простым житейским явлениям или, говоря
философским жаргоном, к конкретным эпирическим фактам бытия".