|
|
|
как Г. Федотов: "...христианские влияния, умеряющие его гуманизм, - пишет
Г. Федотов в сборнике "Новый Град", - Пушкин почерпнул не из опустошенного
родительского дома, не из окружающей его вольтерьянской среды, но из
глубины того русского народа (начиная с няни), общения с которым он жаждал,
и путь к которому сумел проложить еще в Михайловском".
От настроений "политического радикализма", "атеизма" и от увлечения
антихристианской мистикой масонства в Михайловском скоро не остается
ничего. Для духовно созревающего Пушкина все это уже - прошлое, увлечения
прошедшей безвозвратно юности. Вечно работающий гениальный ум Пушкина
раньше многих его современников понял лживость масонства и вольтерьянства и
решительно отошел от идей связанных с вольтерьянством и масонством.
"Вечером слушаю сказки, - пишет Пушкин брату в октябре 1824 года, - и
вознаграждаю тем недостатки ПРОКЛЯТОГО своего воспитания. Что за прелесть
эти сказки. Каждая есть поэма".
Как величайший русский национальный поэт и как политический
мыслитель Пушкин созрел в Михайловском. "Моя душа расширилась, - пишет он в
1825 году Н. Раевскому, - я чувствую что могу творить". В Михайловском
Пушкин много читает, много думает, изучает Русскую историю, записывает
народные сказки и песни, много и плодотворно работает: в Михайловском
написаны им "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Цыгане", "Граф Нулин",
"Подражание Корану", "Вакхическая песня" и другие произведения. В
Михайловском окончательно выкристаллизовывается и убеждение, что каждый
образованный человек должен вдуматься в государственное и гражданское
устройство общества, членом которого он является и должен по мере
возможностей неустанно способствовать его улучшению.
V
Масоны и их духовные выученики-декабристы пытаются привлечь
|
|
|
|