Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Он, например, писал гр. Строганову: "Я далек от того, чтобы

отрекаться от своих мыслей, изложенных в означенном сочинении", "но верно
также и то, что в нем много таких вещей, которых я бы не сказал теперь". И
это не было официальное отпирательство, потому что А. И, Тургеневу Чаадаев
пишет, что мысли высказанные в опубликованном по инициативе Надеждина
"Философическом письме" есть "убеждение, уже покрытое ржавчиной и только
того и ждало, чтобы оставить место другому, более современному, более
туземному" (то есть более национальному по своему характеру убеждению. - Б.
Б.). Еще более ясно, что Чаадаев в 1836 году пришел уже к совершенно
другим. противоположным взглядам из его следующего письма к брату: "Тут
естественно приходит на мысль то обстоятельство, что это мнение выраженное
автором за шесть лет тому назад, может быть, ему вовсе теперь не
принадлежит, и что нынешний его образ мыслей, может быть, совершенно
противоречит его мнениям". И это было действительно так. Еще до напечатания
писем в "Телескопе", в 1833 году Чаадаев подал Имп. Николаю I записку о
том, что образование в России должно быть организовано иначе, чем в Европе,
мотивируя это тем, "что Россия развивалась совсем по иному и что она должна
выполнить в мире особое назначение. Я считаю, что нам следует себя отделить
как мнениями науки, так и мнениями политики (то есть иметь свою русскую
политическую идею. - Б. Б.), и русская нация, великая и сильная, должна, я
считаю, во всех вещах не получать воздействия прочих народов, но оказать на
них свое собственное воздействие".
Основатели Ордена Р. И. совершенно неверно поняли смысл первого
"Философического письма" Чаадаева. Ухватившись с восторгом за суровые
упреки, которые делал в нем Чаадаев русскому народу, они не обратили
внимания на то - а из какой идеи исходит "Чаадаев, критикуя русскую
историю. Как справедливо замечает В. В. Зеньковский в "Истории русской
философии" (т. I стр. 175) все упреки сделанные Чаадаевым по адресу России
"...звучат укором именно потому, что они предполагают, что "мы - т.е.