|
|
|
Он, например, писал гр. Строганову: "Я далек от того, чтобы
отрекаться от своих мыслей, изложенных в означенном сочинении", "но верно
также и то, что в нем много таких вещей, которых я бы не сказал теперь". И
это не было официальное отпирательство, потому что А. И, Тургеневу Чаадаев
пишет, что мысли высказанные в опубликованном по инициативе Надеждина
"Философическом письме" есть "убеждение, уже покрытое ржавчиной и только
того и ждало, чтобы оставить место другому, более современному, более
туземному" (то есть более национальному по своему характеру убеждению. - Б.
Б.). Еще более ясно, что Чаадаев в 1836 году пришел уже к совершенно
другим. противоположным взглядам из его следующего письма к брату: "Тут
естественно приходит на мысль то обстоятельство, что это мнение выраженное
автором за шесть лет тому назад, может быть, ему вовсе теперь не
принадлежит, и что нынешний его образ мыслей, может быть, совершенно
противоречит его мнениям". И это было действительно так. Еще до напечатания
писем в "Телескопе", в 1833 году Чаадаев подал Имп. Николаю I записку о
том, что образование в России должно быть организовано иначе, чем в Европе,
мотивируя это тем, "что Россия развивалась совсем по иному и что она должна
выполнить в мире особое назначение. Я считаю, что нам следует себя отделить
как мнениями науки, так и мнениями политики (то есть иметь свою русскую
политическую идею. - Б. Б.), и русская нация, великая и сильная, должна, я
считаю, во всех вещах не получать воздействия прочих народов, но оказать на
них свое собственное воздействие".
Основатели Ордена Р. И. совершенно неверно поняли смысл первого
"Философического письма" Чаадаева. Ухватившись с восторгом за суровые
упреки, которые делал в нем Чаадаев русскому народу, они не обратили
внимания на то - а из какой идеи исходит "Чаадаев, критикуя русскую
историю. Как справедливо замечает В. В. Зеньковский в "Истории русской
философии" (т. I стр. 175) все упреки сделанные Чаадаевым по адресу России
"...звучат укором именно потому, что они предполагают, что "мы - т.е.
|
|
|
|