Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Беда, когда в руках ребенка скипетр,


Но хуже, коль разлад родится лютый:

Приходят вслед за ним разгром и смуты.
В. Шекспир. Генрих IV.

Известный революционер еврей Лев Дейч в книге "Роль евреев в русском
революционном движении" оправдывает "закономерность" борьбы "прогрессивных"
и революционных кругов с царской властью следующим доводом:
"Антиправительственные действия ни в какой стране и никогда не
возникали без достаточных, точнее без сильнейших к тому оснований, потому
уже, что насильственные приемы, какие только что указал, связаны для лиц,
прибегающим к ним, со всевозможными страданиями, чего, естественно каждый
человек старается избегнуть. Поэтому, лица, желавшие так или иначе
содействовать прогрессу, всегда начинали с мирных приемов и, только
убедившись в невозможности достигнуть ими чего-нибудь, наталкиваясь на
запрещения и преследования со стороны предержащих властей, переходили на
насильственный путь борьбы. То же произошло и у нас." (т. I, стр. 48).
Нет, в России происходило совсем не так, как утверждает Лев Дейч.
Начиная с Павла I и кончая Николаем II у нас происходило совершенно
обратное явление. В России само общество (мы говорим о высших
европеизировавшихся слоях его), когда цари начинали осуществление различных
реформ, облегчающих положение широких слоев народа всегда развивало такую
вызывающую антиправительственную деятельность, что правительство принуждено
было всякий раз прибегать к разного рода запретам и ограничениям. В
рецензии на недавно вышедшую книгу В. В. Леонтовича "История либерализма в
России" помещенной на страницах газеты "Русская мысль" М. Торнаков упрекает
автора за то, что он "старается снять с ее внука (то есть внука Екатерины