|
|
|
Беда, когда в руках ребенка скипетр,
Но хуже, коль разлад родится лютый:
Приходят вслед за ним разгром и смуты.
В. Шекспир. Генрих IV.
Известный революционер еврей Лев Дейч в книге "Роль евреев в русском
революционном движении" оправдывает "закономерность" борьбы "прогрессивных"
и революционных кругов с царской властью следующим доводом:
"Антиправительственные действия ни в какой стране и никогда не
возникали без достаточных, точнее без сильнейших к тому оснований, потому
уже, что насильственные приемы, какие только что указал, связаны для лиц,
прибегающим к ним, со всевозможными страданиями, чего, естественно каждый
человек старается избегнуть. Поэтому, лица, желавшие так или иначе
содействовать прогрессу, всегда начинали с мирных приемов и, только
убедившись в невозможности достигнуть ими чего-нибудь, наталкиваясь на
запрещения и преследования со стороны предержащих властей, переходили на
насильственный путь борьбы. То же произошло и у нас." (т. I, стр. 48).
Нет, в России происходило совсем не так, как утверждает Лев Дейч.
Начиная с Павла I и кончая Николаем II у нас происходило совершенно
обратное явление. В России само общество (мы говорим о высших
европеизировавшихся слоях его), когда цари начинали осуществление различных
реформ, облегчающих положение широких слоев народа всегда развивало такую
вызывающую антиправительственную деятельность, что правительство принуждено
было всякий раз прибегать к разного рода запретам и ограничениям. В
рецензии на недавно вышедшую книгу В. В. Леонтовича "История либерализма в
России" помещенной на страницах газеты "Русская мысль" М. Торнаков упрекает
автора за то, что он "старается снять с ее внука (то есть внука Екатерины
|
|
|
|