Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

В Письме XXVIII "Занимающему важное место" Гоголь пишет: "Во имя

Бога берите всякую должность, какая бы ни была вам предложена, и не
смущайтесь ничем. Придется вам ехать к черкесам на Кавказ, или по-прежнему
занять место генерал-губернатора - вы теперь нужны повсюду. Что же до
затруднительностей, о которых вы говорите, то теперь все затруднительно;
все стало сложно; везде много работы." "...Теперь в глазах моих все
должности равны, все места равно значительны, от малого до великого, если
только на них взглянешь значительно, и мне кажется, что если только хотя
сколько-нибудь умеешь ценить человека и понимать его достоинство, которое в
нем бывает даже и среди множества недостатков, и если только при этом хоть
сколько-нибудь имеет истинно-христианской любви к человеку и, в заключение,
проникнут точно любовью к России, - то, мне кажется, на всяком месте можно
сделать много добра". (Авторская исповедь.)
В Письме XIII Гоголь пишет: "Я вас, между прочим, еще побраню за
следующие ваши строки, которые здесь выставлю вам перед глаза: "Грустно и
даже горестно видеть вблизи состояние России, но впрочем не следует об этом
говорить". "Мы должны с надеждой и светлым взором смотреть в будущее,
которое в руках Милосердного Бога". "В руках милосердного Бога все: и
настоящее, и прошедшее и будущее. От того и вся беда наша, что мы не глядим
в настоящее, а глядим в будущее. От того и беда вся, что иное в нем
горестно и грустно, другое просто гадко; если же делается не так, как нам
хотелось, мы махнем на все рукой и давай пялить глаза в будущее. От того
Бог и ума нам не дает; от того и будущее висит у нас у всех точно на
воздухе: слышат некоторые, что оно хорошо, благодаря некоторым передовым
людям, которые тоже услышали его чутьем и еще не проверили законным
арифметическим выводом; но как достигнуть до этого будущего никто не
знает..."
"Безделицу позабыли: позабыли, что пути и дороги к этому светлому
будущему сокрыты именно в этом темном и запутанном настоящем, которого