|
|
|
царствования, очевиден. Однако позднейший наблюдатель с удивлением
убеждается что эта добрая деятельность не привлекала к себе ни участия ни
сочувствия лучших интеллигентных сил тогдашнего общества и не создала
Императору Николаю I той популярности, которою пользовался в свои, лучшие
годы его предшественник Александр".
Намеченные реформы, которые Пушкин характеризует как контрреволюцию
против революции Петра, Николай I не смог провести из-за целого ряда
возникших внутри государства и вне государства явлений. С. Платонов пишет,
что "...настроения различных кругов дворянства было различным... и далеко
не вся интеллигенция сочувствовала бурным планам декабристов... но разгром
декабристов болезненно отразился не на одном их круге, а на всей той среде,
которая образовала свои взгляды и симпатии под влиянием западно-европейских
идей. Единство культурного корня живо чувствовалось не только всеми ветвями
данного умственного направления, но даже самим правительством, подозрение
последнего направлялось далее пределов уличенной среды; а страх перед этим
подозрением и отчуждением от карающей силы охватывали не только причастных
к 14 декабря, но и не причастных к нему сторонников западной культуры и
последователей европейской философии." (стр.691).
Ловим тут С. Платонова на слове. Да, суть конфликта между
правительством Императора Николая I и просвещенным дворянством состояла в
столкновении царя, который так же, как и его отец, хотел быть русским
царем, со сторонниками западной культуры и последователями европейской
философии. Опять, как во времена Петра I, сошлись две непримиримые, взаимно
исключающие друг друга силы, две культуры, породившие совершенно различное
понимание христианства, государственности и т.д.
И поэтому положение, в смысле примирения было совершенно
безнадежным. Кто-то из противников должен был или уступить или начать
борьбу за окончательную победу. Или царская власть должна была окончательно
из национальной власти выродиться в дворянскую, или дворянство должно из
|
|
|
|