Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

царствования, очевиден. Однако позднейший наблюдатель с удивлением

убеждается что эта добрая деятельность не привлекала к себе ни участия ни
сочувствия лучших интеллигентных сил тогдашнего общества и не создала
Императору Николаю I той популярности, которою пользовался в свои, лучшие
годы его предшественник Александр".
Намеченные реформы, которые Пушкин характеризует как контрреволюцию
против революции Петра, Николай I не смог провести из-за целого ряда
возникших внутри государства и вне государства явлений. С. Платонов пишет,
что "...настроения различных кругов дворянства было различным... и далеко
не вся интеллигенция сочувствовала бурным планам декабристов... но разгром
декабристов болезненно отразился не на одном их круге, а на всей той среде,
которая образовала свои взгляды и симпатии под влиянием западно-европейских
идей. Единство культурного корня живо чувствовалось не только всеми ветвями
данного умственного направления, но даже самим правительством, подозрение
последнего направлялось далее пределов уличенной среды; а страх перед этим
подозрением и отчуждением от карающей силы охватывали не только причастных
к 14 декабря, но и не причастных к нему сторонников западной культуры и
последователей европейской философии." (стр.691).
Ловим тут С. Платонова на слове. Да, суть конфликта между
правительством Императора Николая I и просвещенным дворянством состояла в
столкновении царя, который так же, как и его отец, хотел быть русским
царем, со сторонниками западной культуры и последователями европейской
философии. Опять, как во времена Петра I, сошлись две непримиримые, взаимно
исключающие друг друга силы, две культуры, породившие совершенно различное
понимание христианства, государственности и т.д.
И поэтому положение, в смысле примирения было совершенно
безнадежным. Кто-то из противников должен был или уступить или начать
борьбу за окончательную победу. Или царская власть должна была окончательно
из национальной власти выродиться в дворянскую, или дворянство должно из