Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Из этого взгляда и вытекает презрение и ненависть Пушкина к

демократии, то есть к господству слепой массы в государственной жизни. А
какие отвратительные формы, приобретает власть массы, знает каждый из нас,
имеющий несчастье жить в эпоху, когда во всех государствах большую роль
играют в политике человек массы. Вспомните, что пишет об этом человеке
массы знаменитый испанский философ Ортега в книге "Восстание массы".

X. ОТНОШЕНИЕ ПУШКИНА К "ВЕКУ ПРОСВЕЩЕНИЯ" И К РЕВОЛЮЦИИ, КАК СПОСОБУ
УЛУЧШЕНИЯ ЖИЗНИ

"Что нужно Лондону - то рано для Москвы"
А. С. Пушкин

В пору духовной зрелости Пушкин был противником переустройства жизни
с помощью революции. Пушкин никогда не был революционером. Месяц спустя
после восстания декабристов, он писал Дельвигу: "...Никогда я не
проповедовал ни возмущения, ни революций - напротив". "Уже во время жизни в
Михайловском у Пушкина выработалась "какая-то совершенно исключительная
нравственная и государственная зрелость, беспартийно-человеческий,
исторический, "шекспировский" взгляд на политическую бурю декабря 1825 г."
(С. Франк. Пушкин, как пол. мыс. стр. 24). Отношение Пушкина к "веку
просвещения" и идейной основе французской революции, - учению философов -
просветителей мы можем узнать из статьи "О русской литературе с очерком
французской" и из других его статей, заметок и художественных произведений.
Умственно созрев Пушкин осуждает философов-"просветителей" за их
политический и нравственный цинизм. Своего прежнего кумира Вольтера он
называет "фернейским шутом". "Гуманизм сделал французов язычниками",-
сказал Пушкин Смирновой. У него не было двойной морали, применяющей разные
мерки к деятелям и героям революции и к их несчастным жертвам. Даже в таком