|
|
|
Из этого взгляда и вытекает презрение и ненависть Пушкина к
демократии, то есть к господству слепой массы в государственной жизни. А
какие отвратительные формы, приобретает власть массы, знает каждый из нас,
имеющий несчастье жить в эпоху, когда во всех государствах большую роль
играют в политике человек массы. Вспомните, что пишет об этом человеке
массы знаменитый испанский философ Ортега в книге "Восстание массы".
X. ОТНОШЕНИЕ ПУШКИНА К "ВЕКУ ПРОСВЕЩЕНИЯ" И К РЕВОЛЮЦИИ, КАК СПОСОБУ
УЛУЧШЕНИЯ ЖИЗНИ
"Что нужно Лондону - то рано для Москвы"
А. С. Пушкин
В пору духовной зрелости Пушкин был противником переустройства жизни
с помощью революции. Пушкин никогда не был революционером. Месяц спустя
после восстания декабристов, он писал Дельвигу: "...Никогда я не
проповедовал ни возмущения, ни революций - напротив". "Уже во время жизни в
Михайловском у Пушкина выработалась "какая-то совершенно исключительная
нравственная и государственная зрелость, беспартийно-человеческий,
исторический, "шекспировский" взгляд на политическую бурю декабря 1825 г."
(С. Франк. Пушкин, как пол. мыс. стр. 24). Отношение Пушкина к "веку
просвещения" и идейной основе французской революции, - учению философов -
просветителей мы можем узнать из статьи "О русской литературе с очерком
французской" и из других его статей, заметок и художественных произведений.
Умственно созрев Пушкин осуждает философов-"просветителей" за их
политический и нравственный цинизм. Своего прежнего кумира Вольтера он
называет "фернейским шутом". "Гуманизм сделал французов язычниками",-
сказал Пушкин Смирновой. У него не было двойной морали, применяющей разные
мерки к деятелям и героям революции и к их несчастным жертвам. Даже в таком
|
|
|
|