Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

и его товарищи, по мнению Пушкина, очень плохо использовали свое пребывание

в Лейпцигском университете. "Ученье пошло им не впрок. Молодые люди
проказничали и вольнодумствовали". "Им попался в руки Гельвеций. Они жадно
изучили начала его ПОШЛОЙ И БЕСПЛОДНОЙ МЕТАФИЗИКИ, для нас непонятно каким
образом холодный и сухой Гельвеций мог сделаться любимцем молодых людей,
пылких и чувствительных, если бы мы, по несчастий), не знали, как
СОБЛАЗНИТЕЛЬНЫ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ УМОВ МЫСЛИ И ПРАВИЛА, ОТВЕРГАЕМЫЕ ЗАКОНОМ
И ПРЕДАНИЯМИ". И Пушкин делает такой вывод: "...Другие мысли, СТОЛЬ ЖЕ
ДЕТСКИЕ, другие мечты, столь же несбыточные, заменили мысли и мечты
учеников Дидрота и Руссо, и легкомысленный поклонник молвы видит в них
опять и цель человечества, и разрешение вечной загадки, не воображая, что в
свою очередь они заменяются другими". То есть по мнению Пушкина
родоначальник русской интеллигенции, как он метко подметил, отличается теми
же самыми отрицательными качествами, что и его духовные потомки члены
Ордена: тоже беспокойное любопытство ума, нежели жажда познаний, та же
экзальтация, переходящая и безудержный, мрачный политический фанатизм.
"...Возвратясь в Петербург, - продолжает Пушкин, - Радищев вступил в
гражданскую службу, не переставая между тем заниматься и словесностью. Он
женился, состояние его было для него достаточно. В обществе он был уважаем,
как сочинитель. Граф Воронцов ему покровительствовал. Государыня знала его
лично и определила в собственную свою канцелярию. Следуя обыкновенному ходу
вещей, Радищев должен был достигнуть одной из первых степеней
государственных. Но судьба готовила ему иное".
А. Радищев попадает в среду русских масонов, так называемых,
Мартинистов.
"Таинственность их бесед, - сообщает Пушкин, - воспламенила его
воображение. Он написал свое "Путешествие из Петербурга в Москву" -
сатирическое воззвание к возмущению, напечатал в домашней типографии
спокойно пустил его в продажу ..."