|
|
|
это придавало особый характер лицею: не случайно воспитанники именовали это
заведение в письмах и рукописных журналах "Лицейской республикой".
(Библиотека поэта. Избранные произведения в трех томах. Издание третье).
Несколько преподавателей лицея были масонами и вольтерьянцами.
Преподаватель Гауеншильд состоял в той же самой ложе иллюминантов "Полярная
Звезда" в которой одно время состоял и М. Сперанский. Проф. Кошанский был
членом ложи "Избранный Михаил" членами которой также были Дельвиг,
Батенков, Бестужев, Кюхельбекер, Измайлов. Нравственную философию и логику
Куницын излагал в духе французской просветительной философии. Написанная в
1821 году Куницыным книга была охарактеризована как принадлежащая к
политическому направлению "противоречащему истинам христианства, и
клонящаяся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных".
"Марат, - писал далее в том же отзыве Рунич, - был не кто иной, как
искренний и практический последователь науки, которую преподает Куницын". А
французский язык в лицее преподавал... родной брат знаменитого тирана
французской революции... Марата. А принадлежавшая лицею библиотека была
приобретена в свое время Екатериной II ни у кого иного как у самого...
Вольтера. Можно себе представить какой состав книг был в этой библиотеке?!.
Царскосельский лицей подготавливал лицеистов не столько к
государственной службе, сколько подготавливал их к вступлению в тайные
противоправительственные общества. Автор записки "Нечто о Царскосельском
лицее и духе его" сообщает, что лицейским духом называется такое
направление взглядов когда "Молодой вертопрах должен при сем порицать
насмешливо все поступки особ, занимающих значительные места, все меры
правительства, знать наизусть или самому быть сочинителем эпиграмм,
пасквилей и песен предосудительных на русском языке, а на французском знать
все дерзкие и возмутительные стихи и места из революционных сочинений.
Сверх того он должен толковать о конституциях, палатах, выборах,
|
|
|
|