|
|
|
в котором мы вдруг очутимся, даже и не приметив этого перехода".
Во "Всеобщей истории Церкви" Беронльт-Беркастоль и М. Барон Хенрион,
изданной в 1853 году в Мадриде, читаем такую характеристику политического
положения в Европе: "Революция уже не мчалась по Европе подняв голову и
развернув знамена: однако продолжала оставаться организованной в виде
тайных обществ: различной по своим формам в разных странах, но с одной и
той же целью. Чтобы получить точное понятие об организации тайных обществ и
понять их влияние необходимо разделить их на два класса имеющих различный
характер. Один класс тайных обществ существующих уже много времени,
заключал в себе, под покровом франк-масонства, различные общественные
группировки, которые занимались, более или менее, критикой религии, морали
и политики, атаковали общественные взгляды; другой - под именем
"карбонариев" - тайные организации уже вооруженные, готовые по первому
знаку выступить против государственной власти. Первый разряд тайных обществ
(масоны) производил революцию в области духа; второй разряд (карбонарии)
был предназначен разрушать существующий порядок вещей с помощью насилия. На
собраниях тайных обществ первого разряда сидели апостолы философии,
пророчествуя и предвещая возрождение порабощенных народов. На собраниях
второго разряда действовали заговорщики и наемные убийцы. Первые могли
взять для себя как символ - факел, который призывал следовать по освещенной
дороге, вторые - кинжал. Эти два класса тайных обществ второго вида,
система тайных обществ не была вполне закончена: общества, занимавшиеся
критикой религии и существующего политического порядка, - были революцией в
теории, но им не доставало средств для ведения революционной работы. С
другой стороны если бы существовали только общества предназначенные для
вооруженной борьбы, члены которых набирались из образованных классов, чьи
убеждения уже обработаны в объединениях философского характера, то члены
этих обществ ускользали бы от влияния революционных идей. Но благодаря
комбинированию двух типов тайных обществ было достигнуто совершенство в
|
|
|
|