|
|
|
письма", члены Ордена Р. И. всегда умалчивали о содержании последующих
писем. Только после захвата власти большевиками уже в 1935 году, в сборнике
"Литературное Наследство", впервые были опубликованы все остальные
"Философические письма". Эти, скрываемые раньше письма позволяют
разоблачить политические фальшивки о Чаадаеве, как о западнике, католике и
революционере.
Чаадаев, превращенный идеологами Ордена Р. И. в отрицателя России,
западника, революционера и католика, в действительности не был ни первым,
ни вторым, ни третьим, ни четвертым. Чаадаев, как он правильно расценивал
сам себя, был "просто христианский философ" предшествуя в этом отношении
Гоголю, Хомякову, Достоевскому. Как христианский философ, он один из первых
заговорил о необходимости большей христианизации жизни, то есть
восстанавливал по существу древнюю русскую идею о Святой Руси, как образце
истинного, настоящего христианского государства. Другими словами, с помощью
других терминов, но Чаадаев тоже зовет стремиться к созиданию Третьего
Рима. Он пишет: "есть только один способ быть христианином, это - быть им
вполне", "в христианском мире все должно способствовать - и действительно
способствует - установлению совершенного строя на земле - царства Божия"
(Т. I.. стр. 86). Как религиозный мыслитель, признающий необходимость
возможно полной христианизации жизни Чаадаев является предшественником
Гоголя, который восстанавливает древнюю русскую идею о необходимости
целостной православной культуры.
Прочитав нагороженные Герценом в "Былое и Думы" измышления о его
"революционности" и т.д. Чаадаев написал с возмущением своему знакомому
Орлову: "наглый беглец, гнусным образом искажая истину, приписывает нам
собственные свои чувства и кидает на имя наше собственный свой позор".
Чаадаев писал Орлову, который был его старым знакомым по высшему обществу
Петербурга, именно как своему старому знакомому, с которым хотел поделиться
подлыми инсинуациями Герцена, целью которых было вызвать снова подозрение к
|
|
|
|