|
|
|
|
|
списках ложи "Соединенные друзья". Затем он именуется членом Петербургской
ложи "Елисаветы к Добродетели", а в 1819-20 году состоял секретарем и
первым стуартом в ложе "Ищущих Манны" (В. Ф. Иванов. "А. С. Пушкин и
масонство", стр. 16).
Приверженность отца Пушкина к вольтерьянству и масонству отразилась
на соответствующем подборе книг в его библиотеке. А именно эти книги и
читал юный Пушкин до поступления в лицей и во время летних каникул, когда
учился в лицее. В Царскосельском лицее Пушкин тогда все время находился под
идейным воздействием вольтерьянцев и масонов. Царскосельский лицей, так же
как и Московский университет, как многие другие учебные заведения в
Александровскую эпоху был центром распространения масонских идей. Проект
Царскосельского лицея по преданию написан никем иным как воспитателем
Александра I швейцарским масоном Лагарпом и русским иллюминатом М.
Сперанским. Лицей был задуман как школа для "юношества особо
предназначенного к важным частям службы государственной". А в
действительности, как и другие высшие учебные заведения, он превратился в
рассадник масонских и вольтерьянских идей. "Царскосельский лицей, - как
утверждает с восторгом Б. Мейлах - автор вступительной статьи к первому
тому стихотворений Пушкина вышедших в серии "Библиотека Поэта" (советское
издание), - превратился на деле в один из центров воспитания молодежи в
духе политического вольномыслия. Директор лицея В. Ф. Малиновский и
профессор нравственных наук А. П. Куницын внушали воспитанникам критическое
отношение к самодержавно-крепостническому строю. Под влиянием Малиновского
и Куницына в близком им духе строили свои лекции и другие профессора, В
лицейских лекциях осуждался деспотизм и пропагандировались идеи
политической свободы как необходимого условия расцвета культуры, науки и
искусства. Одной из основ лицейского быта являлось равенство воспитанников
независимо от происхождения и от чинов их родителей. Большое
распространение среди лицеистов имела потайная политическая литература. Все
|
|
|
|
|
|