Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

списках ложи "Соединенные друзья". Затем он именуется членом Петербургской

ложи "Елисаветы к Добродетели", а в 1819-20 году состоял секретарем и
первым стуартом в ложе "Ищущих Манны" (В. Ф. Иванов. "А. С. Пушкин и
масонство", стр. 16).
Приверженность отца Пушкина к вольтерьянству и масонству отразилась
на соответствующем подборе книг в его библиотеке. А именно эти книги и
читал юный Пушкин до поступления в лицей и во время летних каникул, когда
учился в лицее. В Царскосельском лицее Пушкин тогда все время находился под
идейным воздействием вольтерьянцев и масонов. Царскосельский лицей, так же
как и Московский университет, как многие другие учебные заведения в
Александровскую эпоху был центром распространения масонских идей. Проект
Царскосельского лицея по преданию написан никем иным как воспитателем
Александра I швейцарским масоном Лагарпом и русским иллюминатом М.
Сперанским. Лицей был задуман как школа для "юношества особо
предназначенного к важным частям службы государственной". А в
действительности, как и другие высшие учебные заведения, он превратился в
рассадник масонских и вольтерьянских идей. "Царскосельский лицей, - как
утверждает с восторгом Б. Мейлах - автор вступительной статьи к первому
тому стихотворений Пушкина вышедших в серии "Библиотека Поэта" (советское
издание), - превратился на деле в один из центров воспитания молодежи в
духе политического вольномыслия. Директор лицея В. Ф. Малиновский и
профессор нравственных наук А. П. Куницын внушали воспитанникам критическое
отношение к самодержавно-крепостническому строю. Под влиянием Малиновского
и Куницына в близком им духе строили свои лекции и другие профессора, В
лицейских лекциях осуждался деспотизм и пропагандировались идеи
политической свободы как необходимого условия расцвета культуры, науки и
искусства. Одной из основ лицейского быта являлось равенство воспитанников
независимо от происхождения и от чинов их родителей. Большое
распространение среди лицеистов имела потайная политическая литература. Все