Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

родных, а не как о чужих людях, а так бы взглянул на них, как отцы на детей

своих". Белинский изображал Гоголя, как "Апостола кнута", а этот "Апостол
кнута" писал в письме о "русском помещике": "мужика не бей", с помещика
"взыщет Бог за последнего негодяя в селе".
Гоголь упрекает помещиков, что они забыли обязанности, которые
возложили на них, когда-то, в силу исторической необходимости цари. Очень
любопытен по мыслям и небольшой отрывок под названием "Помещики",
напечатанный уже после смерти Гоголя. Вот он целиком:
"Помещики... они позабыли свою обязанность?! Зачем ты вместо того,
чтобы им напоминать весь долг и приводить в знание и себя самого в..., стал
ограничивать их мелочными чиновник (ами) и ограничениями, завел новую
сложность дел, так что у них самих закружилось и все перепуталось, и они
уже сами позабыли свои выг(оды). Или нельзя было на них подействова(ть),
или они не лучше других воспитали (понятье о чести)? Или не восприимчивее
(была) их душа, чем необразованного человека? Или на голос отчизны (не
откликнутся дела) их? Или не из среды их (мелькнули) Сувор(овы),
Мордвиновы, Чичаговы, Орловы, Румянцевы и ряды героев самоотвержения,
которых не уместит на страницах своих подробнейшая летопись".
Мы не можем знать, как выглядел бы этот отрывок в окончательном
виде, но мы можем уловить основную идею Гоголя. Идея эта состоит в том, что
помещики, всегда откликавшиеся на зов отчизны, давшие ряд замечательных
государственных деятелей и национальных героев, в последнее время забыли
свои обязанности.
Гоголь, как видим, тоже не удовлетворялся современной ему
действительностью. Но его недовольство имело совершенно иной характер, чем
недовольство Белинского. Белинский готов был немедленно уничтожить все
существовавшие порядки во имя лучшего будущего. Гоголь, как и Пушкин,
считал, что лучшего будущего Россия добьется только тогда, когда все будут
добросовестно исполнять свой долг во имя блага отечества. "...Итак, - пишет