Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

всемогущество, полученное от Бога, чтобы в ней слышали глас самого Бога.

Конечно, этот абсолютизм, это самодержавное правление одного человека,
стоящего выше закона, потому что он сам устанавливает закон, не может быть
неизменной нормой, предопределяющей будущее; самодержавию суждено
подвергнуться постепенному изменению и некогда поделиться половиною своей
власти с народом. Но это наступит еще не скоро, потому что скоро наступить
не может и не должно".
- Почему не должно? - переспросил Пушкина граф.
- Все внезапное вредно, - ответил Пушкин, - Глаз, привыкший к
темноте, надо постепенно приучать к свету. Природного раба надо постепенно
обучать разумному пользованию свободой. Понимаете? Наш народ еще темен,
почти дик; дай ему послабление - он взбесится".

II

Пушкин рассказал следующее графу Струтынскому о своей беседе с
императором Николаем I в Чудовом монастыре:
"Я знаю его лучше, чем другие, - сказал Пушкин графу Струтынскому, -
потому что у меня к тому был случай. Не купил он меня золотом, ни лестными
обещаниями, потому что знал, что я непродажен и придворных милостей не ищу;
не ослепил он меня блеском царского ореола, потому что в высоких сферах
вдохновения, куда достигает мой дух, я привык созерцать сияния гораздо
более яркие; не мог он и угрозами заставить меня отречься от моих
убеждений, ибо кроме совести и Бога я не боюсь никого, не дрожу ни перед
кем. Я таков, каким был, каким в глубине естества моего останусь до конца
дней: я люблю свою землю, люблю свободу и славу отечества, чту правду и
стремлюсь к ней в меру душевных и сердечных сил; однако я должен признать,
(ибо отчего же не признать), что Императору Николаю я обязан обращением
моих мыслей на путь более правильный и разумный, которого я искал бы еще