|
|
|
"Главным мотивом Пушкинского "консерватизма" является борьба с
уравнительным демократическим радикализмом, с "якобинством". С
поразительной проницательностью и независимостью суждения он усматривает -
вопреки всем партийным шаблонам и ходячим политическим воззрениям, сродство
демократического радикализма с цезаристским абсолютизмом. Если в
политической мысли XIX века (и, в общем, вплоть до нашего времени)
господствовали два комплекса признаков: "монархия - сословное государство -
деспотизм" и "демократия" - равенство - свобода", которые противостояли (и
противостоят) друг другу, как "правое" и "левое" миросозерцание, то Пушкин
отвергает эту господствующую схему - по крайней мере, в отношении России -
и заменяет ее совсем иной группировкой признаков. "Монархия - сословное
государство - свобода - консерватизм" выступают у него, как единство,
стоящее в резкой противоположности к комплексу "демократия - радикализм
("якобинство") - цезаристский деспотизм".
II
Про Пушкина можно сказать то же, что сказал Гейрих Гейне про Мишеля
Шевалье, французского экономиста; что он "консерватор и в то же время
прогрессист. Одною рукою он поддерживает старое здание для того, чтобы оно
не рухнуло людям на голову, другою чертит план для нового, более обширного
здания будущего". Пушкин, хорошо знавший всемирную и русскую историю, был
сторонником мысли хорошо выраженной одним английским государственным
деятелем, что "народы управляются только - двумя способами - либо
традицией, либо насилием". Закон гарантирующий человеку реально возможную в
его время свободу черпает свою силу в традиции. Законы любого государства
опираются на национальные традиции.
Пушкин всегда невысоко ценил политическую свободу. В 1836 году он
писал, например:
|
|
|
|