Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Анненков объяснял это непонимание отчасти тем, что порывистая, страстная

натура поэта сбивала многих с толку. За внешними вспышками окружающие
просмотрели его внутреннюю ясность и мудрость". "...Еще в Одессе он
полушутливо звал Александра Раевского к заутрене, "чтоб услыхать голос
русского народа в ответ на христосование священника". "...В Михайловском он
внятно услышал этот голос. Среди подлинной, старинной русской жизни сбросил
он с себя иноземное вольтерьянство, стал русским народным поэтом. Няня с ее
незыблемой верой, Святые Горы, богомольцы, слепые, калеки перехожие,
игумен, в котором мужицкая любовь к водочке уживалась с мужицкой
набожностью, чтение Библии и святых отцов, - все просветляло душу поэта,
там произошла с ним таинственная перемена, там его таинственным щитом
святое Провидение осенило. После Михайловского не написал он ни одной
богохульственной строчки, которые раньше, на потеху минутных друзей
минутной юности, так легко слетали с его пера. Не случайно его поэтический
календарь в Михайловском открывается с "Подражания Корану" и замыкается
"Пророком". В письмах из деревни Пушкин несколько раз говорит про Библию и
Четьи-Минеи. Он внимательно их читает, делает выписки, многим восхищается
как писатель. Это не простой интерес книжника, а более глубокие запросы и
чувства. Пушкин пристально вглядывается в святых, старается понять источник
их силы. С годами этот интерес ширится." (Тыркова-Вильямс. Т. II, стр.
393).
Пушкин часто читает книги на религиозные темы. Он сотрудничает
анонимно в составлении "Словаря святых". В 1832 году Пушкин пишет, что он
"с умилением и невольной завистью читал "Путешествия по Святым местам А. Н.
Муравьева". В четырех книгах "Современника" Пушкин напечатал три рецензии
на религиозные книги.
После переезда Пушкина с юга в Михайловское от следов его
кратковременного политического и масонского умонастроения не остается и
следа. Это, скрепя сердце, принуждены признать даже такие крайние западники