|
|
|
декабристов. - Б. Б.) очень это чувствовали и применили такое чувство и
понятие к Пушкину. Многие из них были приятелями его, но они не находили в
нем готового соумышленника и, к счастью его самого и России, они оставили
его в покое, оставили в стороне. Этому соображению и расчету их можно
скорее приписать спасение Пушкина от крушения 25-го года, нежели желанию,
как многие думают, сберечь дарование его и будущую литературную славу
России. Рылеев и Александр Бестужев, вероятно, признавали себя такими же
вкладчиками в сокровищницу будущей русской литературы, как и Пушкина, но
это не помешало им самонадеянно поставить всю эту литературу на одну карту,
на карту политическую: быть или не быть".
Все своеобразие политического мировоззрения Пушкина очень верно
характеризует С. Франк в своей работе "Пушкин, как политический мыслитель".
"По общему своему характеру, политическое мировоззрение Пушкина есть
консерватизм, сочетавшийся, однако, с напряженным требованием свободного
культурного развития, обеспеченного правопорядка и независимости, - т.е. в
этом смысле проникнутый либеральными началами.
Консерватизм Пушкина слагается из трех основных моментов: из
убеждения, что историю творят и потому государством должны править не
"все", не средние люди или масса, а избранные, вожди, великие люди, из
тонкого чувства исторической традиции, как основы политической жизни, и
наконец из забот о мирной непрерывности политического развития и из
отвращения к насильственным переворотам.... Пушкин непосредственно любил и
ценил начало свободы. И в этом смысле он был либералом.
Но Пушкин также непосредственно ощущал, любил и ценил начала власти
и его национально-русское воплощение, принципиально основанное на законе,
принципиально стоящее над сословиями, классами и, национальностями,
укорененное в вековых преданиях, или традициях народа Государство
Российское, в его исторической форме - свободно принятой народом
наследственной монархии. И в этом смысле Пушкин был консерватором".
|
|
|
|