|
|
|
возможность беспрепятственного энергичного развития".
В противовес Чаадаеву, Белинскому, Герцену, Бакунину, Пушкин дает
очень высокую оценку православному духовенству эпохи существования
патриаршества. Петр I и затем Екатерина II - вот кто по мнению Пушкина
виновны в том, что православное духовенство оказалось ниже предъявляемых
ему православием задач. "Бедность и невежество этих людей, - пишет Пушкин,
- необходимых в государстве, их унижает и отнимает у них самую возможность
заниматься важною сею должностью. От сего происходит в народе нашем
презрение к попам и равнодушие к отечественной религии".
Спор Пушкина с Чаадаевым имеет колоссальное значение в истории
развития русского национального мировоззрения после совершенной Петром
революции: это спор гениального русского человека, который первый духовно
преодолел тлетворные идеи вольтерьянства и масонства - с русским,
оказавшимся в один из периодов своего умственного развития целиком во
власти европейских идей и судивший Россию с точки зрения европейца.
Письмо Пушкина Чаадаеву, написанное незадолго до смерти, является
выражением взглядов духовно созревшего Пушкина на прошлое, настоящее и
будущее России. В монографии о Чаадаеве М. Гершензон заявляет. что если бы
до нас не дошло ни одно из поэтических и прозаических произведений Пушкина,
а один только его ответ Чаадаеву, в котором он изложил свои исторические
взгляды на Россию и Европу, то и этого было бы достаточно, чтобы признать
его гениальным человеком Николаевской эпохи.
VIII
Историки и литературоведы - члены Ордена всегда умалчивают о том
важном обстоятельстве, что в то время, когда Пушкин писал в 1836 г. свои
возражения на "Философическое письмо", Чаадаев в это время думал уже так
же, как и Пушкин.
|
|
|
|