|
|
|
народность." "Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему
общественного образования, чтобы она соединяла все выгоды нашего времени с
преданиями прошедшего и надеждами будущего: чтобы народное воспитание
соответствовало нашему порядку вещей и было бы не чуждо европейского духа."
"Изгладить противоборство так называемого европейского образования с
потребностями нашими; исцелить новейшее поколение от слепого, необдуманного
пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в юных душах
радушное уважение к отечественному и полное убеждение, что только
приноровление общего, всемирного просвещения к нашему народному быту, к
нашему народному духу, может принести истинные плоды всем и каждому; потом
обнять верным взглядом огромное поприще, открытое пред любезным отечеством,
оценить с точностью все противоположные элементы нашего гражданского
образования, все исторические данные, которые стекаются в обширный состав
империи, обратить сии развивающиеся элементы и пробужденные силы, по мере
возможности, к одному знаменателю; наконец, искать этого знаменателя в
тройственном понятии православия, самодержавия и народности - такова была
цель к коей Мин. Нар. Пр. приближалось десять лет; таков план, коему я
следовал во всех моих распоряжениях."
"Естественно, что направление, данное В. В. министерству, и его
тройственная формула - должны были восстановить некоторым образом против
него все, что носило еще отпечаток либеральных и мистических идей;
либеральных - ибо министерство, провозглашая самодержавие, заявило твердое
намерение возвращаться прямым путем к русскому началу, во всем его объеме;
мистических потому, что выражение - православие - довольно ясно обнаружило
стремление министерства ко всему положительному в отношении к предметам
христианского верования и удаление от всех мечтательных призраков, слишком
часто помрачавших чистоту священных преданий церкви. Наконец и слово
народность возбуждало в недоброжелателях чувство неприязненное за смелое
утверждение, что министерство считало Россию возмужалою и достойною идти не
|
|
|
|