Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

"Картина, кажется ясна - человек ум которого "привык с

пренебрежением относиться к простым житейским явлениям" не может быть
выдающимся государственным деятелем, поскольку государственному деятелю все
время приходится иметь дело именно с "конкретными эмпирическими фактами
быта". Ключевский это, конечно, отлично понимает и поэтому в следующей
фразе, желая смягчить свой приговор уму Сперанского заявляет: "Философия
XVIII века немало народила таких умов; старая русская духовная академия
всегда производила их довольно. Но у Сперанского был не только философский,
но и здоровый, крепкий ум, каких всегда бывает мало, а в тот философский
век бывало меньше, чем когда-либо". Итак, философский ум привыкший с
пренебрежением относиться к жизни, ум которых философия XVIII века народила
немало оказывается в то же время и... умом здоровым и крепким "каких всегда
бывает мало, а в тот, философский век бывало меньше, чем когда-либо".(?!)
"Продолжительным и упорным трудом Сперанский заготовил себе обширный
запас разнообразных знаний и идей". Как же применил этот обширный запас
знаний и идей "здоровый и крепкий ум" Сперанский? Оказывается в этом запасе
"было много роскоши, удовлетворявшей изысканным требованиям умственного
комфорта; было, может быть, даже много лишнего и слишком мало того, что
было нужно для низменных нужд человека, для понимания действительности; в
этом он походил на Александра, и на этом они сошлись друг с другом". "Это
был один из тех сильных, но заработавшихся умов, которые, без устали все
абстрагируя и анализируя, кончают тем, что перестают понимать конкретное".
Итак "не только философский, но и здоровый, крепкий ум, каких всегда бывает
мало" до того все анализировал, и абстрагировал, что кончил тем, что
перестал "понимать конкретное".
К реорганизации государственного аппарата России Сперанский подошел
так же как и Петр I. "Когда он приступил к перестройке русского
государственного порядка, - пишет Ключевский, - он взглянул на наше
отечество, как на грифельную доску, на которой можно чертить какие угодно