|
|
|
Эти строки взяты из замечательного труда еп. Никона (Рклицкого) -
"Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого",
из тома I-го. В этом томе сугубое внимание обращает на себя чрезвычайно
характерная, показательная и многозначительная глава - "Духовная жизнь в
России", где Владыка Никон приводит статью митрополита Антония "Где всего
сильнее сказалось у нас заморское засилье". В этой статье дается наглядное
описание эпохи Императриц Анны Иоанновны, Екатерины II и последующих дней,
когда "Православие было лишено даже права именоваться таковым", когда
"церковная иерархия и церковная жизнь были явлениями не
покровительствуемыми государством, а разве только терпимыми с
неудовольствием (подчеркнуто Владыкой Анастасием), когда "открыть новый
монастырь было труднее, чем какой-нибудь игорный притон"...
Ту же свою скорбную мысль о принижении Православия в Петербургский
период митрополит Антоний ярко раскрывает в своей статье "Нравственность
черного и белого духовенства", напечатанной в журнале "Мирный Труд" №10 за
1908 год:
"Петр I указом воспрещал монахам держать у себя книги и чернила, а
экспроприация архиерейских домов и монастырей при Екатерине II обратила
большую часть обителей в нищенские приюты"... (см. "Жизнеописание", том
II-й, стр. 182-183).
К этой первопричине наших государственных бед митрополит Антоний
часто возвращался и особенно резко оттенил ее в Предсоборном Присутствии в
1906 году в С. Петербурге, в своем докладе "О свободе вероисповедания", где
указал:
"Правительство XVIII века оторвало духовенство от народа, зажало
первых в рамки отдельной касты, воспитало ее не в понятиях и бытовой
дисциплине народного Православия, а в традициях латинской школы и
теоретической богословской схоластики. Народ отстранялся все далее и далее
от церковной книги и от церковного клироса и, что еще печальнее, остался
|
|
|
|