|
|
|
сын Церкви, монархист и националист. Его произведения - открытое и
сокрушающее обличение масонства. Пушкин отчетливо понял, что значит
революция. Он чутким сердцем почувствовал и живым умом осознал, что путь
революции самый ужасный и наименее надежный путь для усовершенствования
жизни".
Князь П. Вяземский, один из ближайших друзей Пушкина, лучше других
знавший политическое мировоззрение Пушкина и декабристов, писал в
критической статье о поэме Пушкина "Цыгане":
"Натура Пушкина была более открыта к сочувствиям, нежели к
отвращениям. В нем было более любви, нежели негодования; более
благоразумной терпимости и здравой оценки действительности и необходимости,
нежели своевольного враждебного увлечения. На политическом поприще, если
оно открылось бы пред ним, он без сомнения был бы либеральным
консерватором, а не разрушающим либералом. Так называемая либеральная.
молодая пора поэзии его не может служить опровержением слов моих.
Во-первых, эта пора сливается с порою либерализма, который, как поветрие,
охватил многих из тогдашней молодежи. Нервное впечатлительное создание,
каким обыкновенно родится поэт, еще более, еще скорее, чем другие, бывает
подвержено действию поветрия. Многие из тогдашних так называемых
либеральных стихов его были более отголоском того времени, нежели
отголоском, исповедью внутренних чувств и убеждений его. Он часто был
Эолова арфа либерализма на пиршествах молодежи, и отзывался теми веяниями,
теми голосами, которые налетали на него. Не менее того, он был искренен, но
не был сектатором в убеждениях или предубеждениях своих, а тем более не был
сектатором чужих предубеждений. Он любил чистую свободу, как любить ее
должно, как не может не любить ее каждое молодое сердце, каждая
благо-рожденная душа. Но из этого не следует, чтобы каждый свободолюбивый,
человек был непременно и готовым революционером".
"Политические сектаторы двадцатых годов (так Вяземский называет
|
|
|
|