|
|
|
одного помещика, который желая улучшить жизнь крестьян, завел. порядки
вроде тех, которые были в заведенных Аракчеевым военных поселениях, Пушкин
иронически писал: "Как бы вы думали? Мучитель имел виды филантропические".
Это замечание бьет в самую суть Радищевского отвлеченного прекраснодушия.
Результаты отвлеченного прекраснодушия чаще всего являются источником
сильнейших мучений для тех, кого хотят облагодетельствовать.
Пушкин первый почуял огромную опасность, которую несли с собой
филантропы типа Радищева, пророки злого добра, первый понял разрушительную
роль, какую они могут сыграть в России. И Пушкин первый из современников
нанес сокрушительный удар Радищеву, родоначальнику русской интеллигенции.
Пушкин подходит к положению крестьянства не с точки зрения
отвлеченных идеалов земного рая, а сравнивая его с положением крестьянства
и рабочих в других странах, которые кажутся первому русскому интеллигенту
превосходными по своему социальному строю. Пушкин делает вывод, который
соответствует исторической истине, что положение русских крестьян
постепенно, поскольку это позволяют политические и социальные условия
государства, все время улучшается. И Пушкин, которого интеллигенция всегда
изображала революционером, пишет что: "...конечно, должны еще произойти
великие перемены, но не должно торопить времени, и без того уже довольно
деятельного. Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от
одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических,
страшных для человечества..."
Если издавая свою книгу, Радищев надеялся, что он вызовет возмущение
в стране и в стране начнется революция, подобная французской, то Пушкин
считает, что лучшие и прочнейшие изменения это те, которые происходят от
одного улучшения нравов.
Если первый русский интеллигент ждет революцию в России с таким же
восторгом, как и все последующие поколения интеллигенции, то Пушкин
считает, что насильственные политические потрясения всегда страшны для
|
|
|
|