|
|
|
Как мы знаем, ближайший ход исторических событий оправдал веру
Пушкина и Гоголя в Царей и русский народ. И Пушкин и Гоголь, прожили бы они
еще немного, увидели бы "рабство павшее по мановению Царя" и работу самого
справедливого в мире русского суда. Но увидя это, они увидели бы также, что
их идейные противники, последователи Белинского убьют Царя, давшего народу
свободу и самые справедливые в мире суды.
Здоровый государственный организм, выросший не на подражании чужим
народам, а на основе самобытных национальных идей, по мнению Гоголя должен
утверждаться на вечных принципах христианской морали.
"...Это строгое почитание обычаев, это - благоговейное уважение
власти, несмотря на ограниченные пределы власти, это - девственная
стыдливость юношей, это - благость и благодушное безгневие старцев, это -
радушное гостеприимство, это уважение и почти благоговение к человеку, как
представителю образа Божия." (Письмо VII).
Как Пушкин, Гоголь тоже становится не на сторону общества, а на
сторону Имп. Николая I и призывает общество одуматься и помогать Императору
Николаю в его борьбе за оздоровление жизни в России.
В одном из писем по поводу "Мертвых душ" Гоголь обращается к
какому-то читателю со следующими замечательными словами: "Кому, при взгляде
на эти пустынные, доселе незаселенные и бесприютные пространства, не
чувствуется тоска, кому в заунывных звуках нашей песни не слышатся
болезненные упреки ему самому, именно ему самому, тот или уже весь исполнил
свой долг, как следует, или же он не русский в душе."
"Отчего это? кто виноват?" Мы или правительство? Но правительство во
все время действовало без устали. Свидетелем тому целые томы постановлений,
узаконений и учреждений, множество настроенных домов, множество изданных
книг, множество заведенных заведений всякого рода: учебных,
человеколюбивых, богоугодных и словом, даже таких, каких нигде в других
государствах не заводят правительства. Сверху раздаются вопросы, ответы
|
|
|
|