|
|
|
Зависеть от царей, - зависеть от народа -
Не все ли мне равно?..
VIII. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПУШКИНА
Великий поэт понимал, что многие из его современников предъявляют
русской действительности часто такие требования, какие не выдержит ни одно
государство на свете. Коснувшись в 1832 году характера зарождавшегося
русского либерализма Пушкин пророчески заметил, что в России очень много
людей "стоящих в оппозиции не к правительству, а к России".
Пушкин, как позднее Гоголь, ясно сознавал, что добиваться улучшения
жизни в России должно и нужно, но нельзя в жертву иллюзорным политическим
мечтам и политическому фанатизму приносить Россию, созданную жертвенным
трудом многих поколений русских людей. Пушкин чувствовал свою кровную связь
с национальным государством и самодержавием, создавшим это государство. Эта
основная черта политического мировоззрения зрелого Пушкина всегда
раздражала членов Ордена. В силу именно этой причины русская интеллигенция
несколько раз переживала многолетние периоды отрицания Пушкина.
..."Борис Годунов" с его Пименом, это не что иное, как яркое
отображение древней Святой Руси; от нее, от ее древних летописцев, от их
мудрой простоты, "от их усердия, можно сказать, набожности, к власти Царя,
данной от Бога", он сам почерпнул эту инстинктивную народную любовь к
русской Монархии и русским Государям. Его светлый, трезвый государственный
смысл вместе с благородною правдивостью и честностью сердца, заставлявшими
его добросовестно углубляться в изучение родной истории и современной ему
иноземной политической жизни, постепенно превратили в нем это
полусознательное чувство в сознательное твердое убеждение". (Митрополит
Анастасий. Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви).
|
|
|
|