Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

России в ходе всемирной истории. "В 30-х годах впервые возникает и

отчетливо формулируется проблема "Россия и Запад", и, в разработке этой
проблемы принимают участие все выдающиеся умы того времени. По
свидетельству современников, именно в эти годы начались те беседы и споры в
кружках - сначала московских, а потом петербургских, из которых
впоследствии вышло западничество и славянофильство". "Тридцатые годы еще не
знали тех острых разногласий, какие выдвинулись в следующее десятилетие, -
но именно потому, что тогда существовало духовное единство, две центральные
идеи того времени, идея народности и идея особой миссии России в мировой
истории - остались общими и для ранних славянофилов, и для ранних
западников. То, что было посеяно в 20-х годах и развивалось в духовной
атмосфере тридцатых годов, различно проявилось лишь в сороковых годах". (В.
В. Зеньковский. Русские мыслители и Европа. Стр. 37-38).
Даже будущие основатели Ордена Р. И. - этого прямого духовного
потомка запрещенного русского масонства, Бакунин и Белинский, одно время
высказывали склонность повернуться лицом к России. Бакунин, а под его
влиянием Белинский, "примиряются с русской действительностью". Идейный
разлад в русском образованном обществе как будто бы теряет свою остроту и
появляется надежда, что оно с большим или меньшим единодушием, пойдет вслед
за Пушкиным по дороге национального возрождения. Одно время Бакунин,
например, писал, что "должно сродниться с нашей прекрасной русской
действительностью и, оставив все пустые претензии, ОЩУТИТЬ В СЕБЕ, НАКОНЕЦ,
ЗАКОННУЮ ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ". А Белинский,
находившийся в это время целиком под духовным влиянием Бакунина, не только
примиряется с русской действительностью, но и горячо пишет, точно также как
и Пушкин и Гоголь о священном значении царской власти.
"Если бы составить специальную хрестоматию, - пишет в "Истории
русской философии" В. В. Зеньковский, - с цитатами о "священном" значении
царской власти у русских мыслителей, то Белинскому, по яркости и глубине