Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

"Царь от Бога Пристав", "Сердце царево - в руке Божьей", "Где царь там и

правда", "На все святая воля царская" и т.д. Русский народ вплоть до Петра
I принимал весьма активное участие в строительстве национального
государства и никогда не гнушался этим участием. Русский народ понимал
ценность национального государства, и царской власти защищавшей
независимость национального государства.
То, что К. Аксаков считал народным взглядом, на самом деле было
взглядом одних только раскольников, которые после учиненного Петром I
разгрома стали отрицательно относиться к государственной власти, а
некоторые секты стали вообще отрицать государство. Да и сам К. Аксаков одно
время договаривался до отрицания государства вообще. "Государство как
принцип - зло", "Государство в своей идее - ложь", - писал одно время он.
Славянофильство идеологически было двойственно: славянофилы не имели такого
цельного мировоззрения, какое имели Пушкин и Гоголь. Славянофилы сделали,
конечно, очень много в области развития православного богословия и в
области возрождения древнерусских идей, забытых после Петровской революции.
Заслуги их в этом деле несомненны и велики. Но в их мировоззрении было еще
много родимых пятен европейского миросозерцания, оставшихся от юношеской
поры увлечения европейской философией. Нельзя забывать, что идейными
наследниками славянофилов является не только Достоевский, но и "народники",
из рядов которых позднее вышли террористы-цареубийцы и социалисты
революционеры. В историко-политических размышлениях славянофилов было много
романтизма и утопизма.
Самарин считал., например, что царскую власть необходимо
поддерживать не потому, что это национальная форма власти, а потому что
"далеко еще не наступило для России время думать об изменениях формы
власти". Хомяков видел основу царской власти в воле народа. Подобного рода
взгляды, конечно, не могли привлечь к славянофилам симпатии Николая I,
обладавшего более развитым монархическим миросозерцанием чем многие из