|
|
|
"Царь от Бога Пристав", "Сердце царево - в руке Божьей", "Где царь там и
правда", "На все святая воля царская" и т.д. Русский народ вплоть до Петра
I принимал весьма активное участие в строительстве национального
государства и никогда не гнушался этим участием. Русский народ понимал
ценность национального государства, и царской власти защищавшей
независимость национального государства.
То, что К. Аксаков считал народным взглядом, на самом деле было
взглядом одних только раскольников, которые после учиненного Петром I
разгрома стали отрицательно относиться к государственной власти, а
некоторые секты стали вообще отрицать государство. Да и сам К. Аксаков одно
время договаривался до отрицания государства вообще. "Государство как
принцип - зло", "Государство в своей идее - ложь", - писал одно время он.
Славянофильство идеологически было двойственно: славянофилы не имели такого
цельного мировоззрения, какое имели Пушкин и Гоголь. Славянофилы сделали,
конечно, очень много в области развития православного богословия и в
области возрождения древнерусских идей, забытых после Петровской революции.
Заслуги их в этом деле несомненны и велики. Но в их мировоззрении было еще
много родимых пятен европейского миросозерцания, оставшихся от юношеской
поры увлечения европейской философией. Нельзя забывать, что идейными
наследниками славянофилов является не только Достоевский, но и "народники",
из рядов которых позднее вышли террористы-цареубийцы и социалисты
революционеры. В историко-политических размышлениях славянофилов было много
романтизма и утопизма.
Самарин считал., например, что царскую власть необходимо
поддерживать не потому, что это национальная форма власти, а потому что
"далеко еще не наступило для России время думать об изменениях формы
власти". Хомяков видел основу царской власти в воле народа. Подобного рода
взгляды, конечно, не могли привлечь к славянофилам симпатии Николая I,
обладавшего более развитым монархическим миросозерцанием чем многие из
|
|
|
|