Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

по изданию Суворина 1887 года), Пушкин еще раз касается волновавшей его

темы о положении русского крепостного крестьянства, так карикатурно
изображенного Радищевым в его Путешествии из Петербурга в Москву".
"...Строки Радищева навели меня на уныние, - пишет Пушкин. - Я думал
о судьбе русского крестьянина" :

К тому ж подушные, барщина, оброк!

Подле меня в карете сидел англичанин, человек лет 36. Я обратился к
нему с вопросом: что может быть несчастнее русского крестьянина?
Англичанин. - Английский крестьянин.
Я. - Как! свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее
русского раба?
Он. - Что такое свобода?
Я. - Свобода есть возможность поступать по своей воле.
Он. - Следовательно свободы нет нигде; ибо везде есть или законы или
естественные препятствия,
Я. - Так, но разница: покоряться законам, предписанным нами самими,
или повиноваться чужой воле.
Он. - Ваша правда. Но разве народ английский участвует в
законодательстве? Разве требования народа могут быть исполнены его
поверенными?
Я. - В чем же вы полагаете народное благополучие?
Он. - В умеренности и соразмерности податей.
Я. - Как?
Он. - Вообще повинности в России не очень тягостны для народа:
подушные платятся миром, оброк не разорителен (кроме в близости Москвы и
Петербурга, где разнообразие оборотов промышленника умножает корыстолюбие
владельцев). Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет на произвол