|
|
|
XVI
С Николая I начинается возрождение монархического мировоззрения у
русских царей. Как и цари Московской Руси, Николай I понимает доставшуюся
ему царскую власть, которую он не искал и не добивался, как Царево Служение
Богу и русскому народу. "Николай I, - пишет член Ордена Русской
Интеллигенции П. Струве в предисловии к работе С. Франка "Пушкин, как
политический мыслитель", - превосходил Пушкина в других отношениях: ему
присуща была необычайная самодисциплина и глубочайшее чувство долга. Свои
обязанности и задачи Монарха он не только понимал, но и переживал как
подлинное СЛУЖЕНИЕ." "Поэт хорошо знал, что Николай I был - со своей точки
зрения самодержавного, т. е. неограниченного монарха - до мозга костей
проникнут сознанием не только права и силы монархической власти, но и ее
ОБЯЗАННОСТЕЙ". Фрейлина А. Ф. Тютчева пишет, что Имп. Николай "Был глубоко
и религиозно убежден в том, что всю жизнь свою он посвящает благу родины,
который проводил за работой восемнадцать часов в сутки из двадцати четырех,
трудился до поздней ночи, вставал на заре, спал на твердом ложе, ел с
величайшим воздержанием, ничем не жертвовал ради удовольствия, и всем ради
долга, и принимал на себя более труда и забот, чем последний поденщик из
его подданных". (А. Ф. Тютчева. При дворе двух императоров.)
Недавно умерший известный писатель М. Пришвин писал в своем дневнике
"Глаза земли": "В детстве после чтения "Песни о купце Калашникове" стал
вопрос: почему Грозный, сочувствуя вместе с автором Калашникову, неожиданно
для читателя награждает его виселицей?" И только теперь появляется ответ:
"Грозный сочувствовал Калашникову, как человеку и хотел бы по человечески
отнестись к нему, но, как царь, должен был повесить". "Я понял это только
теперь, пишет М. Пришвин, - потому что только теперь пришло время
очевидного для всех разделения жизни на человеческое начало, "как самому
|
|
|
|