Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

преувеличением не воздать должно этой Церкви столь смиренной, иногда столь

героической... которой принадлежит честь каждого мужественного поступка,
каждого прекрасного самоотвержения наших отцов, каждой прекрасной страницы
нашей истории..."
"...Я думаю, - пишет он в "Апологии сумасшедшего", - что мы пришли
позже других, чтобы сделать лучше их". "...мы призваны решить большую часть
проблем социального строя, завершить большую часть идей, возникших в старом
обществе, ответить на самые важные вопросы, занимающие человечество".
А в письме к неизвестному, написанному 16 ноября 1846 года Чаадаев
так объясняет причину своих неверных выводов о России:
"...Дело в том, что я, как и многие мои предшественники, думал, что
Россия, стоя лицом к лицу с громадной цивилизацией, не могла иметь другого
дела, как стараться усвоить себе эту цивилизацию, всеми возможными
способами... Быть может, это ошибка, но, согласитесь, очень естественная.
Как бы то ни было, новые работы, новые изыскания, познакомили нас со
множеством вещей, оставшихся до сих пор не известными и теперь совершенно
ясно, что мы слишком мало походим на остальной мир...
Поэтому, если мы действительно сбились с своего естественного пути,
нам прежде всего предстоит найти его..."
"...Россия развивалась иначе, чем Европа". "По моему мнению России
суждена великая духовная будущность: она должна разрешить некогда все
вопросы, о которых спорит Европа" (Письмо к Тургеневу).
"Мысли, к которым приходил, после составления им "Философического
письма", Чаадаев, - пишет В. В. Зеньковский в книге "Русские мыслители и
Европа", - были еще более напитаны верой в Россию, сознанием ее
своеобразия, провиденциальности ее путей". Вот эти-то более поздние мысли
Чаадаева, сознавшего ошибочность своего "Философического письма" члены
Ордена обычно всегда утаивают.
Ссылаясь всегда только на содержание первого "Философического