|
|
|
преувеличением не воздать должно этой Церкви столь смиренной, иногда столь
героической... которой принадлежит честь каждого мужественного поступка,
каждого прекрасного самоотвержения наших отцов, каждой прекрасной страницы
нашей истории..."
"...Я думаю, - пишет он в "Апологии сумасшедшего", - что мы пришли
позже других, чтобы сделать лучше их". "...мы призваны решить большую часть
проблем социального строя, завершить большую часть идей, возникших в старом
обществе, ответить на самые важные вопросы, занимающие человечество".
А в письме к неизвестному, написанному 16 ноября 1846 года Чаадаев
так объясняет причину своих неверных выводов о России:
"...Дело в том, что я, как и многие мои предшественники, думал, что
Россия, стоя лицом к лицу с громадной цивилизацией, не могла иметь другого
дела, как стараться усвоить себе эту цивилизацию, всеми возможными
способами... Быть может, это ошибка, но, согласитесь, очень естественная.
Как бы то ни было, новые работы, новые изыскания, познакомили нас со
множеством вещей, оставшихся до сих пор не известными и теперь совершенно
ясно, что мы слишком мало походим на остальной мир...
Поэтому, если мы действительно сбились с своего естественного пути,
нам прежде всего предстоит найти его..."
"...Россия развивалась иначе, чем Европа". "По моему мнению России
суждена великая духовная будущность: она должна разрешить некогда все
вопросы, о которых спорит Европа" (Письмо к Тургеневу).
"Мысли, к которым приходил, после составления им "Философического
письма", Чаадаев, - пишет В. В. Зеньковский в книге "Русские мыслители и
Европа", - были еще более напитаны верой в Россию, сознанием ее
своеобразия, провиденциальности ее путей". Вот эти-то более поздние мысли
Чаадаева, сознавшего ошибочность своего "Философического письма" члены
Ордена обычно всегда утаивают.
Ссылаясь всегда только на содержание первого "Философического
|
|
|
|