|
|
|
"Долго Россия была совершенно отделена от судеб Европы. (Зачеркнуто: "Она
совершила свое предназначение. С XI века, приняв христианстве из Византии,
она не участвовала в умственной деятельности католического мира в эпоху
Возрождения латинской Европы"). Ее широкие равнины поглотили силу монголов
и остановили их разрушительное нашествие. Варвары, не осмелясь оставить у
себя в тылу порабощенную Русь, возвратились в степи своего Востока.
Христианское просвещение было спасено истерзанной и издыхающей Россией, а
не Польшей, как еще недавно утверждали европейские журналы: но Европа, в
отношении России, всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна".
"Гизо объясняет одно из событий христианской истории, - европейское
просвещение. Он обретает его зародыш, описывает постепенное развитие и,
отклоняя все отдаленное, случайное и постороннее, доводит до нас сквозь ряд
темных и кровавых, тяжелых и расцветающих веков.
Вы поняли все достоинство французского историка, поймите ж и то, что
Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою, что история ее
требует другой мысли, другой формулы, чем мысли и формулы, выведенные
Гизотом из истории христианского Запада".
VII. ОТНОШЕНИЕ ПУШКИНА К САМОДЕРЖАВИЮ
"Изучение истории Смуты приводит его к одному убеждению, которое
является позднее основным для его политического мировоззрения, - к
убеждению, что монархия есть в народном сознании фундамент русской
политической жизни". (С. Франк).
Утверждая о том, что Пушкин в зрелом возрасте был монархистом можно
сослаться на следующее свидетельство Гоголя:
Вот что писал Гоголь в своем письме к В. А. Жуковскому, помещенном
под названием "О лиризме наших поэтов" в "Выбранных местах из переписки с
друзьями":
|
|
|
|