Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Пушкиным в области народного образования по своему существу направлены

против масонства. Пушкин имел ясное представление, как коверкали души
русских подростков в частных учебных заведениях, содержимых иностранными
проходимцами, среди которых в роли преподавателей часто выступали
иностранные масоны. Закрыть частные учебные заведения на некоторое время
было необходимо. Это сразу бы сократило возможности русских и иностранных
масонов нравственно и политически разлагать русское юношество. Пушкин
против того, чтобы в учебных заведениях существовали порядки похожие на те,
которые существовали в Царскосельском Лицее в котором он обучался. Пушкин
осуждает, что во "всех училищах дети занимаются литературою, составляют
общества, даже печатают свои сочинения в светских журналах. Должно обратить
серьезное внимание, - пишет он, - на рукописи, ходящие между
воспитанниками. За найденную похабную рукопись положить тягчайшее
наказание, за возмутительную - исключение из училища, но без дальнейшего
гонения по службе".
И, вот, подобная записка, Бенкендорфом, или кем-то другим из
высокопоставленных лиц, была истолкована, как увлечение Пушкина
"безнравственным и беспокойным" просвещением. Необходимо было обладать
исключительным цинизмом, чтобы оценить подобным образом высказанные
Пушкиным трезвые и умные взгляды на народное образование. Передав Пушкину
благодарность Николая I за составление записки о народном образовании
Бенкендорф сообщает ему затем, что будто бы "Его Величество при сем
заметить соизволил, что принятое вами правило, будто бы просвещение и гений
служат исключительным основанием совершенству, есть правило опасное для
общего спокойствия, ЗАВЛЕКШЕЕ ВАС САМИХ НА КРАЙ ПРОПАСТИ и повергшее в оную
толикое количество людей". Если бы Николай I даже бы и высказал подобное
несправедливое мнение о записке Пушкина, то он, конечно, никогда бы не счел
нужным после состоявшегося примирения, так бесцеремонно указывать Пушкину
на его прошлые юношеские прегрешения. Николай I не был способен на столь