|
|
|
Пушкиным в области народного образования по своему существу направлены
против масонства. Пушкин имел ясное представление, как коверкали души
русских подростков в частных учебных заведениях, содержимых иностранными
проходимцами, среди которых в роли преподавателей часто выступали
иностранные масоны. Закрыть частные учебные заведения на некоторое время
было необходимо. Это сразу бы сократило возможности русских и иностранных
масонов нравственно и политически разлагать русское юношество. Пушкин
против того, чтобы в учебных заведениях существовали порядки похожие на те,
которые существовали в Царскосельском Лицее в котором он обучался. Пушкин
осуждает, что во "всех училищах дети занимаются литературою, составляют
общества, даже печатают свои сочинения в светских журналах. Должно обратить
серьезное внимание, - пишет он, - на рукописи, ходящие между
воспитанниками. За найденную похабную рукопись положить тягчайшее
наказание, за возмутительную - исключение из училища, но без дальнейшего
гонения по службе".
И, вот, подобная записка, Бенкендорфом, или кем-то другим из
высокопоставленных лиц, была истолкована, как увлечение Пушкина
"безнравственным и беспокойным" просвещением. Необходимо было обладать
исключительным цинизмом, чтобы оценить подобным образом высказанные
Пушкиным трезвые и умные взгляды на народное образование. Передав Пушкину
благодарность Николая I за составление записки о народном образовании
Бенкендорф сообщает ему затем, что будто бы "Его Величество при сем
заметить соизволил, что принятое вами правило, будто бы просвещение и гений
служат исключительным основанием совершенству, есть правило опасное для
общего спокойствия, ЗАВЛЕКШЕЕ ВАС САМИХ НА КРАЙ ПРОПАСТИ и повергшее в оную
толикое количество людей". Если бы Николай I даже бы и высказал подобное
несправедливое мнение о записке Пушкина, то он, конечно, никогда бы не счел
нужным после состоявшегося примирения, так бесцеремонно указывать Пушкину
на его прошлые юношеские прегрешения. Николай I не был способен на столь
|
|
|
|