Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

XXIV


"Лучше зажечь одну маленькую свечу,

чем проклинать темноту".
Конфуций.

Из-за крайне напряженной политической обстановки внутри России и в
Европе, в течение всего царствования, Императору Николаю I не удалось
освободить крестьян, но он провел всю черновую работу по подготовке
великого дела освобождения. Благодаря изданным Николаем I законам,
ограничивавшим права помещиков и расширявших права крестьян, его сын смог
дать свободу миллионам русских крестьян.
Историки, выполнявшие идейные заказы Ордена Русской Интеллигенции
изображают обычно Николая I чуть ли не сторонником крепостного права, или
стараются изобразить дело так, что падение крепостного права задержалось
из-за проводимой им реакционной политики. Семевский в своем исследовании
"Крестьянский вопрос в России" пишет, например, что "Его мечты о подготовке
падения крепостного права" благодаря противодействию окружающих его лиц "не
привели ни к каким строгим мерам" ограничения крепостного права, а только
вызвали "целый ряд отдельных, хотя и не особенно важных, но зато довольно
многочисленных узаконений, кое в чем ограничивавших помещичью власть и
распространение крепостного права" (Семевский. Том II).
Вскрыть ложность этих утверждений не так трудно. Возьмем, например,
пятую часть "Курса Русской истории" В. Ключевского в котором он дает оценку
отношения Николая I к вопросу освобождения крестьян. Оценка эта, как это
часто у Ключевского, носит крайне противоречивый характер. Противоречивость
проистекает из ложного положения в которое ставило Ключевского требование