Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

позади, а, по крайней мере, рядом с прочими европейскими национальностями".



XIX

Многое из того, что хотел осуществить Николай I, ему не удалось
осуществить, многое из того, что ему удалось осуществить, осуществлено не
так как ему хотелось. Как и все правители Николай I иногда делал не то, что
надо, и, как все они, нередко ошибался и шел по неправильному пути. Но цели
к которым он стремился были правильные и несмотря на все допущенные им
ошибки его деятельность, заслуживает уважения последующих поколений.
Характеризуя в книге "Декабристы" Александра I М. Цейтлин, как и
многие историки из лагеря русской интеллигенции, находит для него не мало
теплых слов, на какие обычно не щедры по отношению к русским царям члены
Ордена Русской Интеллигенции. Характеристику Александра I Цейтлин
заканчивает словами: "Таков был царь-романтик, несчастный и обаятельный
человек, которого прозвали Благословенным". Но тон сразу резко меняется
когда М. Цейтлин переходит к характеристике Николая I, хотя к нему он
относится все же справедливее, чем другие исследователи Николаевской эпохи.
"...Тот, - пишет Цейтлин, - кто готовился заместить его на престоле России,
был непохож на него. Он не выносил никакой "умственности", не любил
искусства, только терпел литературу, почти как неизбежное зло. Все, что
было неподвижного, косного, устойчивого в русской жизни, обретало в нем
символ и вождя. В Николае было много достоинств: воля, выдержка,
преданность долгу "beaucoup de прапорщик", но и "un peu de Pierre le Grand"
по слову Пушкина."
В этой пристрастной характеристике все неверно, начиная с
приписывания Пушкину фразы, что в Николае I было "много от прапорщика и
немного от Петра Великого". На самом деле в дневнике Пушкина написано так: