|
|
|
дел. Перед тем, как передать доклад министерства иностранных дел.
Наследнику, Николай I написал на нем: "Дай Бог, чтоб удалось мне тебе сдать
Россию такою, какою я стремился ее оставить сильной, самостоятельной и
добродеющей: нам - добро, никому - зло". В разгар Крымской войны Тютчева
записала в своем дневнике: "При виде того с каким страдальческим и
сосредоточенным видом он молится, нельзя не испытывать почтительного и
скорбного сочувствия к этой высоте величия и могущества, униженной и
поверженной ниц перед Богом".
Глубокая религиозность Имп. Николая I в духе чистого, ничем не
замутненного православия несомненна. И приходится весьма сожалеть, что
Николай I не смог осознать, что основной, решающей проблемой национального
возрождения является проблема восстановления духовной независимости
Православной Церкви, то есть проблема восстановления патриаршества. Это
была центральная проблема, от правильного решения которой зависело положит
ли Россия в основу своего исторического бытия идею Третьего Рима - идею
создания на земле наиболее христианского государства, или после некоторой
передышки снова пойдет по дороге дальнейшей европеизации навстречу
неизбежной катастрофе.
К несчастью для России Николай I не смог осознать всей важности
восстановления патриаршества. Виноват ли он был в этом? Нет, не виноват.
Идея восстановления патриаршества выветрилась ведь не только у
представителей верховной власти, но и у высших иерархов Православной
Церкви. Высшие иерархи Церкви не ставили перед Николаем I решительно вопрос
о скорейшем восстановлении патриаршества. Виднейшие из славянофилов
занимали в этом вопросе совершенно неправильную позицию. Православная
Церковь по мнению славянофилов необходимо освободить от опеки государства.
Синод должен быть уничтожен, но патриаршество восстанавливать не следует.
"Никакого главы церкви, ни духовного ни светского, мы не признаем, - писал
Хомяков в статье "По поводу брошюры г. Лорана".
|
|
|
|