Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

дел. Перед тем, как передать доклад министерства иностранных дел.

Наследнику, Николай I написал на нем: "Дай Бог, чтоб удалось мне тебе сдать
Россию такою, какою я стремился ее оставить сильной, самостоятельной и
добродеющей: нам - добро, никому - зло". В разгар Крымской войны Тютчева
записала в своем дневнике: "При виде того с каким страдальческим и
сосредоточенным видом он молится, нельзя не испытывать почтительного и
скорбного сочувствия к этой высоте величия и могущества, униженной и
поверженной ниц перед Богом".
Глубокая религиозность Имп. Николая I в духе чистого, ничем не
замутненного православия несомненна. И приходится весьма сожалеть, что
Николай I не смог осознать, что основной, решающей проблемой национального
возрождения является проблема восстановления духовной независимости
Православной Церкви, то есть проблема восстановления патриаршества. Это
была центральная проблема, от правильного решения которой зависело положит
ли Россия в основу своего исторического бытия идею Третьего Рима - идею
создания на земле наиболее христианского государства, или после некоторой
передышки снова пойдет по дороге дальнейшей европеизации навстречу
неизбежной катастрофе.
К несчастью для России Николай I не смог осознать всей важности
восстановления патриаршества. Виноват ли он был в этом? Нет, не виноват.
Идея восстановления патриаршества выветрилась ведь не только у
представителей верховной власти, но и у высших иерархов Православной
Церкви. Высшие иерархи Церкви не ставили перед Николаем I решительно вопрос
о скорейшем восстановлении патриаршества. Виднейшие из славянофилов
занимали в этом вопросе совершенно неправильную позицию. Православная
Церковь по мнению славянофилов необходимо освободить от опеки государства.
Синод должен быть уничтожен, но патриаршество восстанавливать не следует.
"Никакого главы церкви, ни духовного ни светского, мы не признаем, - писал
Хомяков в статье "По поводу брошюры г. Лорана".