Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

сохранил полную самостоятельность своих взглядов и религиозных убеждений."

"К счастью для Павла, - он не заразился бездушной философией этого монарха
и его упорным безбожием. Этого Павел не мог переварить и, хотя враг насеял
много плевел, доброе семя все-таки удержалось".
Будучи всегда глубоко религиозным человеком Павел несмотря на свое
вступление в масонскую ложу, остался православным христианином. События во
Франции еще более усилили его религиозность. Молясь Богу, он часами
простаивал на коленях перед иконами в домашней церкви в Гатчинском дворце.
Большую роль в перемене взглядов Павла на масонство сыграли
убежденные противники масонства Аракчеев и граф Ростопчин.
"...Я воспользовался случаем, - рассказывает гр. Ростопчин, -
который мне представила поездка наедине с ним, в карете, в Таврический
дворец. Возразивши на одно его замечание, что Лопухин был только глупцом, а
не обманщиком, как товарищи его по верованиям, я затем распространился о
многих обстоятельствах, сообщил о письме из Мюнхена, об ужине, на котором
бросали жребий (убить Императрицу), об их таинствах проч., и с
удовольствием заметил, что этот разговор нанес смертельный удар мартинистам
и произвел сильное брожение в уме Павла, крайне дорожившего своей
самодержавной властью и склонностью видеть во всяких мелочах зародыши
революции. Лопухин, успевший написать всего один указ о пенсии какой то
камер-юнгфере отправлен в Москву сенатором; Новиков, которого, по
освобождении его из тюрьмы, Император полюбопытствовал видеть, был затем
выслан из Петербурга и отдан под надзор; священник Матвей Десницкий,
впоследствии митрополит Петербургский, остался при своем церковном
служении; но многие лишились прежнего влияния, потеряли всякое значение и
стали жертвами весьма язвительных насмешек Государя".
Поняв, что Павел I не намерен делить свою власть с масонством и
играть предназначенную ему роль Царя-масона, русские масоны стали во главе
враждебно настроенных к Павлу кругов дворянства. Сделать это было русским