Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

и монархического сознания в высших слоях дворянства, в России была очень и

очень напряженной.

VI. ОБЩЕСТВО АЛЕКСАНДРОВСКОЙ ЭПОХИ

Александр I, - как верно отмечает С. Платонов в "Лекциях по русской
истории", - в сущности "мало ценил то общество, которым управлял, только во
время Отечественной войны, патриотизм всех слоев населения вызвал у него
временное уважение к русским".
И надо сказать, что у Александра I было мало оснований уважать
высшие слои денационализированного русского общества, на которое ему
приходилось опираться при управлении обширным государством. Он рано, еще
юношей хорошо узнал нравственную нечистоплотность русских "вольтерьянцев" и
масонов, составлявших двор Екатерины II.
Вспомним его характеристику "Екатерининских орлов", в письме,
написанном своему другу Кочубею 21 февраля 1796 года. "Нет ни одного
честного человека среди них", - писал он. - "Я всякий раз страдаю, когда
должен явиться на придворную сцену. Кровь портится во мне, при виде погони
на каждом шагу за получением высших отличий, нестоящих в моих глазах
медного гроша. Я чувствую себя несчастным в обществе таких людей, которых
не желал бы иметь у себя и лакеями, между тем, они занимают высшие места.
Как, например, Зубовы, Пассек, князья Барятинские, оба Салтыкова, Мятлевы и
множество других, которых не стоит даже называть и которые, будучи надменны
с низшими, пресмыкаются перед теми, кого они боятся".
Еще меньше стал уважать Александр I это "высшее" общество после
того, как представители его вовлекли Александра I, с помощью ряда
провокаций, против его желания, в заговор против отца, клятвенно уверяли,
что к отцу не будет применено никаких насилий, а затем зверски убили его.
Можно ли было уважать таких людей и верить им?