|
|
|
направлении он и начал работать, когда вступил на престол.
Можно ли ожидать политической пользы для республики от президента,
чувствующего склонность к монархической идеологии? Можно ли надеяться, что
принесет хорошие политические плоды деятельность монарха, чувствующего
пристрастие к республиканскому устройству? Но именно таким монархом и был
Александр I, воспитанный швейцарцем Лагарпом в
республиканско-демократическом духе. Александр I, колебался в своих
политических симпатиях между либерализмом, республиканским строем и
стремлением укрепить независимость царской власти, освободив ее от опеки
дворянства и масонства.
Из всех русских царей русская интеллигенция с симпатией относилась
только к трем: к Петру I - разгромившему самобытные духовные и политические
традиции русского народа и насильственно насаждавшему чуждые его духу
европейские традиции, к Екатерине II - посеявшей на русской почве ядовитые
семена французского атеизма и рационализма, и к Александру I - царю не раз
высказывавшему явные симпатии республиканскому строю.
Царь-республиканец, частью добровольно, частью против своей воли,
снял отравленный урожай с ядовитых европейских идей легкомысленно посеянных
"Императрицей-философом" - Екатериной II. Вот почему русские историки и
идеологи из лагеря русской интеллигенции относятся к Александру I
несравненно снисходительнее, чем ко всем остальным русским царям. Вот что
можно прочесть, например, в книге еврея М. Цейтлина "Декабристы":
"Царь - влюбленный в свободу, воспитанный республиканцем Лагарпом,
Царь-республиканец, это было редкое, единственное в истории зрелище. Юная
дружба его и его прелестной почти девочки жены с такими же молодыми,
чувствительными, благородными, полными энтузиазма и стремления к добру -
как это было очаровательно. Они не только мечтали, но и пытались воплотить
в жизнь свои мечты, эти очень молодые люди, и тогда то и хлынула на Россию
волна конституционных проектов. Александр был первым в России учеником
|
|
|
|